Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ИГРЫ В ОЦЕНКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-140-162

Полный текст:

Аннотация

Цель представленной в статье работы – изучение ценностно-целевых представлений об игре у воспитателей детских дошкольных организаций (ДОО).

Методы. Основным инструментом исследования был вопросник, разработанный при участии крупного специалиста в этнопедагогике В. М. Григорьева. Данные опросов анализировались путем сопоставления мнений респондентов о смысле и цели игры как педагогического средства развития личности. Оценочные суждения сравнивались с практическими аспектами использования игр в профессиональной деятельности воспитателей и со степенью удовлетворенности педагогов игровыми технологиями. Анализ полученной информации проводился с помощью программы Stastistica 5.0 V и методов непараметрической статистики.

Результаты. Выявлены статистически значимые различия между ценностными суждениями воспитателей с разными уровнями образования (неоконченным высшим, высшим, средним специальным) о ценности игры для развития различных качеств детей, необходимости частоты проведения и разнообразия обучающих игр. Обозначены проблемы в практическом применении народных игр (русских народных, игр народов России и народов других стран, интернациональных игр).

Научная новизна. Впервые изложены данные о влиянии расхождения в ценностных представлениях и целевых установках педагогов дошкольных учреждений на использование потенциала игровых технологий в повседневной работе, что отражается на результативности воспитания детей младшего возраста, в котором игра является основным видом деятельности. Показана специфика народных игр в педагогической практике.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны при организации методической работы в дошкольных образовательных учреждениях и при разработке программ курсов повышения квалификации педагогов.

Об авторе

Инесса Владимировна Усольцева
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
Россия
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации детей, Москва


Список литературы

1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сборник научных трудов. Москва, 1978. 127 с.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 62–68.

3. Григорьев В. М. Междисциплинарное изучение игры как фактора развития личности // Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы 2-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. В. Гордиенко. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 62–68.

4. Григорьев В. М. Междисциплинарность исследований по этнопедагогике и общей теории игры // Развитие методологии междисциплинарных исследований в области воспитания и социализации детей: сборник научных статей / под ред. Г. Н. Филонова, И. В. Усольцевой. Москва: ИСВ РАО, 2014. С. 62–85.

5. Григорьев В. М. Методика собирания и изучения народных игр. 2-е изд. Москва: Мир книги, 1992. 86 с.

6. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. 2-е изд. Москва: Всероссийский Центр художественного творчества профессионального образования, 1994. 242 с.

7. Григорьев В. М. Этнопедагогика игры: монография. Москва: Спутник +, 2008. 226 с.

8. Декларация в защиту детской игры // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 110–111.

9. Игры народов СССР / сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. Москва: Физкультура и спорт, 1985. 270 с.

10. Качанова И. А. Традиционные (народные) игры и их значение для развития современного ребенка-дошкольника // A game and toys in the history and culture, development and education: materials of the III International scientific conference on April 1–2, 2014. Edited by V. V. Abramenkova, I. L. Kirillov, S. Y. Devyatyh. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. C. 71–79.

11. Клубы друзей игры / авт.-сост. В. М. Григорьев. Москва: МГДТДиЮ, 1993. Вып. I.

12. Клубы друзей игры / авт.-сост. В. М. Григорьев. Москва: МГДТДиЮ, 1999. Вып. II.

13. Княгинин А. В., Фигуровский Ю. Ю. Мастерская игр: вариативная авторская образовательная программа / под науч. ред. С. В. Григорьева, К. А. Скворцова. Москва: МГДД(Ю)Т, 2004.

14. Красильников В. П. Воспитание совершенного человека посредством системы традиционных игр и состязаний у коренных народов Сибири // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 3 (58). С. 76–79.

15. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26.

16. Медынский Е. Н. Просвещение в СССР. Москва: Учпедгиз, 1955. 238 с.

17. Настанет день, и мужчина-воспитатель в детском саду не будет экзотикой // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2015. № 2. С. 14–15.

18. Нездемковская Г. В. Этнопедагогика о народных традициях нравственного воспитания детей // Воспитание школьников. 2012. № 7. С. 74–77.

19. Новикова О. Н. Феномен игры в философских исследованиях: трактовки и осмысление // A game and toys in the history and culture, development and education: materials of the III International scientific conference on April 1–2, 2014. / ed. by V. V. Abramenkova, I. L. Kirillov, S. Y. Devyatyh. Prague: Sociosféra-CZ. C. 6–11.

20. Новоселова С. Л. Игра: определение, происхождение, история, современность // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. С. 4–13.

21. Новоселова С. Л., Обухова Л. Ф., Парамонова Л. А., Тарасова К. В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64–70.

22. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / науч. ред. P. C. Буре. Москва: МПО, 1994. 92 с.

23. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. Москва: Просвещение, 1986. 304 с.

24. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya/.

25. Репринцева Г. Н. Игра – ключ к душе ребенка. Москва: Форум, 2012.

26. Рунова М. А. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. С. 30–37.

27. Смирнова Е. О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 6. С. 74–78.

28. Смирнова Е. О., Гундарева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76–86.

29. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 15–24.

30. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 изд., испр. Москва: Академия, 2006. 368 с.

31. Сэйфер С. Высокоорганизованная игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 48–61.

32. Уденховен ван Н., Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей. Москва: Университетская книга, 2010. 200 с.

33. Усольцева И. В. Информационно-компьютерные технологии и воспитание // Педагогика. 2010. № 2. С. 44–50.

34. Усольцева И. В. Исследование динамической смысловой системы личности // Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения: коллективная монография / под ред. Е. А. Сорокоумовой, И. В. Усольцевой. Москва: МГГУ, 2012. С. 100–108.

35. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 7–14.

36. Akbari H. et al. The effect of traditional games in fundamental motor skill development in 7–9 year-old boys // Iranian Journal of Pediatrics. 2009. 19 (2). Р. 123–129.

37. Fisch S. M. Children’s learning from educational television: Sesame Street and beyond. Mahwah; NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 2004.

38. Nilsson A. et al. Correlates of objectively assessed physical activity and sedentary time in children: a cross-sectional study (The European Youth Heart Study) // BMC public health. 2009. № 9. Р. 322.

39. Ortlieb S., Schneider G., Koletzko S., Berdel D., Berg von A., Bauer C.-P., Schaaf B. et al. Physical activity and its correlates in children: a cross-sectional study (the GINIplus & LISAplus studies) // BMC public health. 2013. № 13. Р. 349. Available at: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi? artid=3641958.

40. Tarman B., Tarman I. Teachers’ Involvement in Children’s Play and Social Interaction // Elementary Education Online. İlköğretim Online. 2011. № 10 (1). Р. 325–337.


Для цитирования:


Усольцева И.В. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ИГРЫ В ОЦЕНКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА. Образование и наука. 2015;(8):140-162. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-140-162

For citation:


Usoltseva I.V. VALUE JUDGMENTS ON MEANING AND AIMS OF USING GAMES GIVEN BY PRESCHOOL TEACHERS. The Education and science journal. 2015;(8):140-162. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-140-162

Просмотров: 525


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)