Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: ОПЫТ БОЛОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-163-174

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – обозначить актуальные тенденции интернационализации высшего образования в странах Европы, детально рассмотреть аспекты деятельности Болонского университета по разработке и реализации стратегии интернационализации и выявить факторы, способствующие ее успешной реализации и сдерживающие данный процесс.

Методы. Теоретические методы исследования – анализ нормативной документации в области развития и реформирования высшего образования, в том числе актов Болонского университета; документов международных и национальных организаций, деятельность которых направлена на развитие высшего образования; материалов конференций. Эмпирические методы – анкетирование студентов; интервьюирование сотрудников Болонского университета; наблюдение; методы математической статистики.

Результаты и научная новизна. В ходе работы были выделены и описаны основные изменения процесса интернационализации в Европе, происшедшие в последние десятилетия. Сделаны выводы о том, что процесс интернационализации, основной целью которого выступает повышение качества образования и научно-исследовательской деятельности, становится стратегическим направлением деятельности вузов; пристальное внимание начинает уделяться обеспечению условий для формирования межкультурных компетенций у всех студентов. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что ключевыми направлениями деятельности вуза по развитию данного процесса являются развитие академической мобильности студентов, открытие совместных с зарубежными вузами образовательных программ, развитие международной научно-исследовательской деятельности. Один из факторов, стимулирующих данные процессы, – разработка и мониторинг реализации стратегии интернационализации. Сложности в осуществлении данной стратегии по-прежнему носят финансовый характер, а также связаны с низким уровнем владения иностранными языками и недостаточной мотивацией как студентов, так и преподавателей для участия в программах академической мобильности и международных исследовательских проектах.

Практическая значимость. Изложенный в статье материал может быть полезен сотрудникам международных отделов вузов и лицам, занимающимся теоретическими и практическими исследованиями в области развития интернационализации. Результаты исследования могут стать базой при разработке и реализации стратегии интернационализации в российских вузах.

Об авторе

Надежда Валентиновна Красильникова
Марийский государственный университет
Россия

аспирант кафедры педагогики и образовательных систем,

 Йошкар-Ола



Список литературы

1. Бирюкова Н. А., Красильникова Н. В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2014. № 14. С. 138–142.

2. Стратегия развития мобильности в европейском пространстве высшего образования на период до 2020 года [Электрон. ресурс] / перевод Ж. О. Кузьминых. Режим доступа: http://www.ncpa.ru/bucharest_2020.pdf.

3. Beelen J. The long wait: Researching the implementation of internationalisation at home // Internationalisation revisited: New dimensions in the internationalisation of higher education / J. Beelen, H. de Wit [Eds.]. Amsterdam: CAREM, 2012. P. 9–20.

4. Decreto Ministeriale 15 ottobre 2013. № 827 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://attiministeriali.miur.it/anno-2013/ottobre/dm-15102013.aspx.

5. De Wit H. Internationalisation policies, perceptions, practices. Where is internationalisation going? CEQUINT conference. Paris. 26 February 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ecahe.eu/wp-content/uploads/2015/03/7.-Sonata-Internationalisation-policies-perceptions-practices.pdf.

6. Education at a glance 2014 [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/Education-at-a-Glance-2014.pdf.

7. Internationalisation at Home: A Position Paper / P. Crowther, M. Joris [Eds.]. Amsterdam: European Association for International Education, 2000. 42 p.

8. Internationalisation Revisited: New Dimensions in the Internationalisation of Higher Education / J. Beelen, H. De Wit [Eds.]. Amsterdam: Centre for Applied Research on Economics and Management, 2012. 153 p.

9. Internationalizing the Higher Education Curriculum: An Emerging Model for Transforming Faculty Perspectives / S. Schuerholz-Lehr, C. Caws [Eds.] // The Canadian Journal of Higher Education, 2007. Vol. 37, № 1. P. 67–94.

10. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 241 p.

11. Leask B. Internationalisation of the curriculum in action: A guide. Australian Government Office for Teaching and Learning, University of South Australia, 2012. 6 p.

12. Leask B. Using formal and informal curricula to improve interactions between home and international students // Journal of Studies in International Education, 2009. № 13 (2). P. 205–221.

13. Statistics on Erasmus 2012–2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/tools/statistics_en.htm.

14. Strategic Plan of the University of Bologna 2013–2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unibo.it/en/university/who-we-are/strategicplan.

15. Website of the project The EAIE Barometer: Internationalisation in Europe. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eaie.org/home/in-thefield/barometer.html.


Для цитирования:


Красильникова Н.В. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: ОПЫТ БОЛОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Образование и наука. 2015;(8):163-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-163-174

For citation:


Krasilnikova N.V. INTERNATIONALISATION OF HIGHER EDUCATION IN EUROPE: BY EXPERIENCE OF BOLOGNA UNIVERSITY. The Education and science journal. 2015;(8):163-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-8-163-174

Просмотров: 2036


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)