ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14
Аннотация
Цель статьи – анализ состояния и причин проблем современного российского воспитания и поиск решения данных проблем через урегулирование соотношения категорий «индивидуальное» и «коллективное» в воспитании подрастающих поколений.
Методология и методики исследования. Методологической основой исследования послужили аксиологический и антропологический подходы, позволившие выявить ценностно-смысловые ориентиры процесса воспитания и сконцентрировать внимание на человеке как базовой ценности и цели этого процесса. В ходе работы применялся теоретический анализ правительственных постановлений и указов, научной литературы, касающейся рассматриваемой темы; а также такие эмпирические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование.
Результаты. Дана общая характеристика проблем современного рос- сийского воспитания и выявлены факторы, ставшие их причинами. Отмечены позитивные сдвиги в этой приоритетной сфере образования, в частности усилившееся за последнее время внимание со стороны государства и общества к вопросам воспитания и возведение его в ранг одного из ключевых инструментов прогрессивного социокультурного развития страны.
Научная новизна. Показаны социальная значимость и исторический смысл категорий «индивидуальное» и «коллективное» для решения задач воспитания, их роль в формировании эмоционально-когнитивного единства представлений личности о самой себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений; при самоутверждении индивида и для сохранения, воспроизводства и развития современного российского общества.
Практическая значимость. Выделены перспективные направления содержания воспитания, отвечающего требованиям современного общества, государства и отдельно взятой личности.
Об авторах
Геннадий Михайлович РоманцевРоссия
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель,
Екатеринбург
Ирина Евгеньевна Шкабара
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения,
Нижний Тагил
Список литературы
1. Гонтмахер Е. Ш., Малеева Т. М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61–72.
2. Кемеров В. Е. Индивидуальное и коллективное // Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. Москва: Академический проект, 2003. 560 с.
3. Материалы форума общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 14 октября 2014 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46805 (дата обращения: 8.04.2015).
4. Николаев В. Г. Идентичность / С. Левит. Культурология. XX век: энциклопедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/182 (дата обращения: 3.02.2015).
5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000. 272 с.
6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/. (дата обращения 10.06.2015).
7. Основные проблемы современной России. Политический анализ и прогноз [Электрон. ресурс] / Центр научно-политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). Режим доступа: http://rusrand.ru/forecast/osnovnyeproblemy-sovremennoj-rossii (дата обращения: 5.01.2015)
8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05. 2015 г. № 497 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 10.06.2015).
9. Психология человека: словарь терминов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/ (дата обращения: 3.02.2015).
10. Смирнов П. И. Национальная идентичность: основные функции и факторы формирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/smirnov/ (дата обращения 14.03.2015).
11. Субетто А. И. Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего). День 2 [Электрон. ресурс] // «Академия Тринитаризма», Москва. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011135.htm (дата обращения 8.04.2015).
12. Тишков В. А. Старые и новые идентичности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/obrazy_rossii/starie-inovie-i.html (дата обращения 08.09.2015).
13. Фролова Т. И. Приоритет гуманитарной сферы в историческом развитии общества // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2012. № 1. С. 94–106.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. М. Толстых. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.
15. National identity // Dictionary.com’s 21st Century Lexicon. Available at: http://dictionary.reference.com/browse/national+identity (дата обращения: 3.02.2015).
16. National identity // Oxford dictionaries. Language matters. Available at: http://www.oxforddictionaries.com/ru/National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic- nat-identity-religion/national-identity/index.html (дата обращения: 3.02.2015).
17. National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic-nat-identityreligion/national-identity/index.html (дата обращения 04.09.2015).
Рецензия
Для цитирования:
Романцев Г.М., Шкабара И.Е. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Образование и наука. 2015;(9):4-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14
For citation:
Romanntsev G.M., Shkabara I.E. INDIVIDUAL AND COLLECTIVE: THE SIGHT THROUGH THE PRISM OF FORMATION OF NATIONAL CIVIL IDENTITY. The Education and science journal. 2015;(9):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14