Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14

Аннотация

Цель статьи – анализ состояния и причин проблем современного российского воспитания и поиск решения данных проблем через урегулирование соотношения категорий «индивидуальное» и «коллективное» в воспитании подрастающих поколений.

Методология и методики исследования. Методологической основой исследования послужили аксиологический и антропологический подходы, позволившие выявить ценностно-смысловые ориентиры процесса воспитания и сконцентрировать внимание на человеке как базовой ценности и цели этого процесса. В ходе работы применялся теоретический анализ правительственных постановлений и указов, научной литературы, касающейся рассматриваемой темы; а также такие эмпирические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование.

Результаты. Дана общая характеристика проблем современного рос- сийского воспитания и выявлены факторы, ставшие их причинами. Отмечены позитивные сдвиги в этой приоритетной сфере образования, в частности усилившееся за последнее время внимание со стороны государства и общества к вопросам воспитания и возведение его в ранг одного из ключевых инструментов прогрессивного социокультурного развития страны.

Научная новизна. Показаны социальная значимость и исторический смысл категорий «индивидуальное» и «коллективное» для решения задач воспитания, их роль в формировании эмоционально-когнитивного единства представлений личности о самой себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений; при самоутверждении индивида и для сохранения, воспроизводства и развития современного российского общества.

Практическая значимость. Выделены перспективные направления содержания воспитания, отвечающего требованиям современного общества, государства и отдельно взятой личности.

Об авторах

Геннадий Михайлович Романцев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель,

Екатеринбург



Ирина Евгеньевна Шкабара
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, теории и методики обучения,

Нижний Тагил



Список литературы

1. Гонтмахер Е. Ш., Малеева Т. М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61–72.

2. Кемеров В. Е. Индивидуальное и коллективное // Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. Москва: Академический проект, 2003. 560 с.

3. Материалы форума общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 14 октября 2014 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46805 (дата обращения: 8.04.2015).

4. Николаев В. Г. Идентичность / С. Левит. Культурология. XX век: энциклопедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/182 (дата обращения: 3.02.2015).

5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000. 272 с.

6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/. (дата обращения 10.06.2015).

7. Основные проблемы современной России. Политический анализ и прогноз [Электрон. ресурс] / Центр научно-политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). Режим доступа: http://rusrand.ru/forecast/osnovnyeproblemy-sovremennoj-rossii (дата обращения: 5.01.2015)

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05. 2015 г. № 497 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 10.06.2015).

9. Психология человека: словарь терминов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/ (дата обращения: 3.02.2015).

10. Смирнов П. И. Национальная идентичность: основные функции и факторы формирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/smirnov/ (дата обращения 14.03.2015).

11. Субетто А. И. Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего). День 2 [Электрон. ресурс] // «Академия Тринитаризма», Москва. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011135.htm (дата обращения 8.04.2015).

12. Тишков В. А. Старые и новые идентичности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/obrazy_rossii/starie-inovie-i.html (дата обращения 08.09.2015).

13. Фролова Т. И. Приоритет гуманитарной сферы в историческом развитии общества // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2012. № 1. С. 94–106.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. М. Толстых. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.

15. National identity // Dictionary.com’s 21st Century Lexicon. Available at: http://dictionary.reference.com/browse/national+identity (дата обращения: 3.02.2015).

16. National identity // Oxford dictionaries. Language matters. Available at: http://www.oxforddictionaries.com/ru/National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic- nat-identity-religion/national-identity/index.html (дата обращения: 3.02.2015).

17. National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic-nat-identityreligion/national-identity/index.html (дата обращения 04.09.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Романцев Г.М., Шкабара И.Е. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. Образование и наука. 2015;(9):4-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14

For citation:


Romanntsev G.M., Shkabara I.E. INDIVIDUAL AND COLLECTIVE: THE SIGHT THROUGH THE PRISM OF FORMATION OF NATIONAL CIVIL IDENTITY. The Education and science journal. 2015;(9):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14

Просмотров: 1332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)