ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14
Resumen
Цель статьи – анализ состояния и причин проблем современного российского воспитания и поиск решения данных проблем через урегулирование соотношения категорий «индивидуальное» и «коллективное» в воспитании подрастающих поколений.
Методология и методики исследования. Методологической основой исследования послужили аксиологический и антропологический подходы, позволившие выявить ценностно-смысловые ориентиры процесса воспитания и сконцентрировать внимание на человеке как базовой ценности и цели этого процесса. В ходе работы применялся теоретический анализ правительственных постановлений и указов, научной литературы, касающейся рассматриваемой темы; а также такие эмпирические методы, как беседа, наблюдение, анкетирование.
Результаты. Дана общая характеристика проблем современного рос- сийского воспитания и выявлены факторы, ставшие их причинами. Отмечены позитивные сдвиги в этой приоритетной сфере образования, в частности усилившееся за последнее время внимание со стороны государства и общества к вопросам воспитания и возведение его в ранг одного из ключевых инструментов прогрессивного социокультурного развития страны.
Научная новизна. Показаны социальная значимость и исторический смысл категорий «индивидуальное» и «коллективное» для решения задач воспитания, их роль в формировании эмоционально-когнитивного единства представлений личности о самой себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений; при самоутверждении индивида и для сохранения, воспроизводства и развития современного российского общества.
Практическая значимость. Выделены перспективные направления содержания воспитания, отвечающего требованиям современного общества, государства и отдельно взятой личности.
De los autores
Геннадий РоманцевRussian Federation
Ирина Шкабара
Russian Federation
Referencias
1. Гонтмахер Е. Ш., Малеева Т. М. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 61–72.
2. Кемеров В. Е. Индивидуальное и коллективное // Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. Москва: Академический проект, 2003. 560 с.
3. Материалы форума общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 14 октября 2014 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/46805 (дата обращения: 8.04.2015).
4. Николаев В. Г. Идентичность / С. Левит. Культурология. XX век: энциклопедия [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/182 (дата обращения: 3.02.2015).
5. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000. 272 с.
6. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/. (дата обращения 10.06.2015).
7. Основные проблемы современной России. Политический анализ и прогноз [Электрон. ресурс] / Центр научно-политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина). Режим доступа: http://rusrand.ru/forecast/osnovnyeproblemy-sovremennoj-rossii (дата обращения: 5.01.2015)
8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05. 2015 г. № 497 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 10.06.2015).
9. Психология человека: словарь терминов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/ (дата обращения: 3.02.2015).
10. Смирнов П. И. Национальная идентичность: основные функции и факторы формирования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/smirnov/ (дата обращения 14.03.2015).
11. Субетто А. И. Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего). День 2 [Электрон. ресурс] // «Академия Тринитаризма», Москва. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011135.htm (дата обращения 8.04.2015).
12. Тишков В. А. Старые и новые идентичности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/obrazy_rossii/starie-inovie-i.html (дата обращения 08.09.2015).
13. Фролова Т. И. Приоритет гуманитарной сферы в историческом развитии общества // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 2012. № 1. С. 94–106.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. М. Толстых. Москва: Прогресс, 1996. 344 с.
15. National identity // Dictionary.com’s 21st Century Lexicon. Available at: http://dictionary.reference.com/browse/national+identity (дата обращения: 3.02.2015).
16. National identity // Oxford dictionaries. Language matters. Available at: http://www.oxforddictionaries.com/ru/National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic- nat-identity-religion/national-identity/index.html (дата обращения: 3.02.2015).
17. National identity. Guidance and methodology. Available at: http://www.ons.gov.uk/ons/guide-method/measuring-equality/equality/ethnic-nat-identityreligion/national-identity/index.html (дата обращения 04.09.2015).
Recensión
Para cita:
Romanntsev G.M., Shkabara I.E. INDIVIDUAL AND COLLECTIVE: THE SIGHT THROUGH THE PRISM OF FORMATION OF NATIONAL CIVIL IDENTITY. The Education and science journal. 2015;(9):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-4-14