РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-15-35

Полный текст:


Аннотация

Цели статьи – показать возможные варианты аудита в высшем образовательном учреждении процессов интернационализации (процедур определения ее уровня) и решить проблему выбора способа оценки полученных результатов в данной сфере.

Методы. Сравнительный анализ; синтез; систематизация материалов относительно обсуждаемой проблемы.

Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость участия вузов в процессах интернационализации. Представлен обзор существующих подходов к интернационализации вузовского пространства и лучших практик ее осуществления и оценки. По итогам данного обзора, а также в результате согласования критериев NAFSA и авторской системы показателей отобраны индикаторы рассматриваемого процесса: поддержка программы администрацией вуза, изменения учебных планов, вовлеченность преподавательского состава в международные научные исследования, вовлеченность преподавательского состава в процесс преподавания, участие студентов, поддержка обучения за рубежом, поддержка иностранных студентов и преподавателей. В ходе предпринятого исследования выявлено, что для повышения адекватности система индикаторов должна быть дополнена показателями, оценивающими соответствие интернационализации университета его миссии и геополитике государства; внеучебную студенческую жизнь в университете; культурологические аспекты этого процесса; механизмы привлечения иностранных студентов.

Практическая значимость. Разработанная система показателей может быть использована для оценки развития вуза в сфере интернационализации, а при определенной коррекции и для определения эффективности развития его академических подразделений в данном поле деятельности.


Об авторах

Артем Руфимович Денисов
Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова
Россия

доктор технических наук, доцент, директор института экономики,

Кострома



Мария Михайловна Степанова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. Утверждена Президентом РФ 10 мая 2015 г. Москва, 2015.

2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях. Утверждена Президентом РФ 18 октября 2002 г.

3. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Утверждены Президентом РФ 18 декабря 2010 г.

4. Brandenburg U., Federkeil G. How to measure internationality and internationalisation of higher education institutions! Indicators and key figures. Working paper. 2007. № 92. Centre for Higher Education Development.

5. Chang Li, Lu Zh. International recruitment for master’s programs: trends, issues, and insights to reshape your international enrollment strategy. World Educational News & Reviews. 2015. Available at: http://wenr.wes.org/2015/04/international-recruitment-masters-programs-trends-issues-insightsreshape-international-enrollment-strategy/. (Translated from English)

6. Davies J. Developing a strategy for internationalization in universities: towards a conceptual framework, in c. klasek (ed.) Bridges to the Future: strategies for internationalizing higher education. 1992. Р. 177–190.

7. de Wit H. Measuring success in the internationalisation of higher education: an introduction, EAIE Occasional Paper 22 «Measuring success in the internationalisation of higher education», Chapter 1, European Association for International Education (EAIE). 2009.

8. Hudzik J. Comprehensive internationalization: from concept to action. Washington, DC: NAFSA. 2011.

9. Hudzik J., Stohlde M. Modelling assessment of the outcomes and impacts of internationalization, EAIE Occasional Paper 22 «Measuring success in the internationalisation of higher education». Chapter 2. European Association for International Education (EAIE). 2009.

10. Knight J. Internationalization: management strategies and issues. International Educational Magazine. 1993. № 9. Р. 6, 21–22. Knight J. Higher education in Turmoil. The Changing world of internationalization. Rotterdam: Sense Publishers. 2008.

11. Knight J. Internationalization: three generations of cross border higher education. New Delhi, India International Centre. 2012.

12. Knight J. International universities: misunderstandings and emerging models? Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19 (2). 107–121.

13. NAFSA. Accessing Best Practices in Internationalization Database. 2015. Available at: http://www.nafsa.org/Resource_Library_Assets/ABPI/Accessing_Best_Practices_in_Internationalization_Database/.

14. OECD. Education at a Glance 2014: OECD Indicators, OECD Publishing, 2014. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2014-en. 2014.

15. Parcells Ch., Woodruff G. Curriculum integration: best practices. 2013. Available at: http://www.nafsa.org/Find_Resources/Supporting_Study_Abroad/Network_Resources/Education_Abroad/Curriculum_Integration__Best_Practices/.

16. Parkinson A. Engineering study abroad programs: formats, challenges, best practices, online. Journal for Global Engineering Education. 2007. Vol. 2. Iss. 2, Article 2. Available at: http://digitalcommons.uri.edu/ojgee/vol2/iss2/2.

17. Qiang Zha. Internationalization of Higher Education: towards a conceptual framework. Policy Futures in Education. 2003. Vol. 1. № 2. Р. 248–270.

18. Robinson-Bryant F. S. Defining a stakeholder-relative model to measure academic department efficiency at achieving quality in higher education: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Industrial Engineering & Management Systems in the College of Engineering and Computer Science at the University of Central Florida. 2013. 348 p. (Translated from English)

19. Van der Wende M. Missing Links: the relationship between national policies for internationalization and those for higher education in general, in T. Kalvemark & M. van der Wende (Eds) National Policies far the Internationalization of Higher Education in Europe. Stockholm: National Agency for Higher Education. 2007.

20. Warner J. Internationalization models and the role of the university. International Education Magazine. 1992. Р. 21.

21. Yefanova D., Williams R. Involving faculty in the process of developing assessment tools and engaging in the process of assessing students’ intercultural competence. 2013. Available at: http://www.nafsa.org/Find_Resources/Supporting_Study_Abroad/Involving_Faculty_in_the_Process_of_Developing_Assessment_Tools_and_Engaging_in_the_Process_of_Assessing_Students%E2%80 %99_Intercultural_Competence/.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Денисов А.Р., Степанова М.М. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗА. Образование и наука. 2015;(9):15-36. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-15-35

For citation: Denisov A.R., Stepanova M.M. DEVELOPMENT OF THE LEVEL INDICES SYSTEM OF UNIVERSITY INTERNATIONALIZATION. The Education and science journal. 2015;(9):15-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-15-35

Просмотров: 522

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)