Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-51-67

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации – описание авторского подхода к оцениванию профессиональных компетенций будущего учителя математики.

Методы. В представленном в статье исследовании применялись метод сравнительного анализа профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов по педагогическому образованию, а также метод прогностического анализа развития современной образовательной ситуации.

Результаты. Рассмотрен квалиметрический подход к структурированию профессиональных компетенций студентов, который позволяет детализировать объект измерения, выделить критерии и уровни его сформированности, проследить динамику его развития в сфере профильной подготовки бакалавра. Описана методика оценивания одной из профессионально-профильных компетенций будущего учителя математики, приведены примеры компетентностно-оценочных средств.

Научная новизна выдвигаемых идей заключается в разработке инновационного подхода к оцениванию компетенций как метапредметных результатов обучения студентов педагогических специальностей.

Практическая значимость. Предлагаемая методика оценивания компетенций может быть использована в процессе подготовки будущего учителя математики и может служить основой мониторинга качества подготовки студентов.

Об авторах

Мария Борисовна Шашкина
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике в вузе,

Красноярск



Екатерина Андреевна Аёшина
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Россия

старший преподаватель кафедры алгебры, геометрии и методики их преподавания,

Красноярск



Список литературы

1. Алёшина Е. А. Мониторинг профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей математики как условие повышения уровня их математической подготовки: автореф. дис… канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 25 с.

2. Анисимова М. А., Бляхеров И. С., Масленников А. В., Моржов А. В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 106–112.

3. Багаутдинова А. Ш., Харитонова О. В. О проблемах измерения и оценивания компетенций при обучении математике в вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. № 2. С. 2–8.

4. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 5 (48). С. 769–777.

5. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Т. II. С. 116–121.

6. Ларина Т. Н., Елисеев И. Н. Оценка уровня компетенций студента на основе модели Раша [Электрон. ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1093 (дата обращения 01.03.2015)

7. Лисицына Л. С., Васильев В. Н. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. № 2 (84). С. 142–148.

8. Марон А. Е., Марон Е. А. Компетентностно-деятельностные технологии оценки качества современного образования // Человек и образование. 2008. № 2 (84). С. 35–39.

9. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2006. 424 с.

10. Михелькевич В. Н., Кравцов П. Г. Методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональных компетенций у выпускников технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 6. С. 125–130.

11. Семина Е. А. Мониторинг профессионально-профильных компетенций будущих учителей математики: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2014. 128 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») / Утвежден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 46 (с изменениями от 31.05.2011) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf (дата обращения 01.03.2015).

13. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Измерение и оценивание компетенций в области научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. 186 с.

14. Шашкина М. Б., Семина Е. А. Кластер профессионально-профильных компетенций как комплекс требований к результату математической подготовки будущего учителя математики в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/116-12949 (дата обращения: 20.02.2015)

15. Шашкина М. Б. Компетенции студентов как объект педагогических измерений // Психология обучения. 2014. № 4. С. 120–131.

16. Шихова О. Ф. Модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в техническом вузе // Образование и наука. 2012. № 2. С. 23–31.

17. Шкерина Л. В., Шашкина М. Б., Багачук А. В. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов – будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 103–110.

18. Шкерина Л. В., Багачук А. В., Кейв М. А., Шашкина М. Б. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. 312 с.

19. Andreia I., Mata L. Pedagogical Competences – The Key to Efficient Education. International Online Journal of Educational Sciences. 2011. № 3 (2). Р. 411–423. Available at: http://www.iojes.net/userfiles/Article/IOJES_402.pdf (Accessed 03 March 2015)

20. Klug J., Bruder S., Kelava A., Spiel C., Schmitz B. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. An International Journal of Research and Studies. 2013. Vol. 30. P. 38–46.


Для цитирования:


Шашкина М.Б., Аёшина Е.А. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ. Образование и наука. 2015;(9):51-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-51-67

For citation:


Shashkina M.B., Ayoshina E.A. ASSESSMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES – THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS. The Education and science journal. 2015;(9):51-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-51-67

Просмотров: 689


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)