Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-51-67

Texto completo:

Resumen

Цель публикации – описание авторского подхода к оцениванию профессиональных компетенций будущего учителя математики.

Методы. В представленном в статье исследовании применялись метод сравнительного анализа профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов по педагогическому образованию, а также метод прогностического анализа развития современной образовательной ситуации.

Результаты. Рассмотрен квалиметрический подход к структурированию профессиональных компетенций студентов, который позволяет детализировать объект измерения, выделить критерии и уровни его сформированности, проследить динамику его развития в сфере профильной подготовки бакалавра. Описана методика оценивания одной из профессионально-профильных компетенций будущего учителя математики, приведены примеры компетентностно-оценочных средств.

Научная новизна выдвигаемых идей заключается в разработке инновационного подхода к оцениванию компетенций как метапредметных результатов обучения студентов педагогических специальностей.

Практическая значимость. Предлагаемая методика оценивания компетенций может быть использована в процессе подготовки будущего учителя математики и может служить основой мониторинга качества подготовки студентов.

De los autores

Мария Шашкина
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Russian Federation


Екатерина Аёшина
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Russian Federation


Referencias

1. Алёшина Е. А. Мониторинг профессионально-профильных компетенций студентов – будущих учителей математики как условие повышения уровня их математической подготовки: автореф. дис… канд. пед. наук. Красноярск, 2014. 25 с.

2. Анисимова М. А., Бляхеров И. С., Масленников А. В., Моржов А. В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 106–112.

3. Багаутдинова А. Ш., Харитонова О. В. О проблемах измерения и оценивания компетенций при обучении математике в вузе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2013. № 2. С. 2–8.

4. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса, приступающих к освоению основных образовательных программ // Вестник Донского государственного технического университета. 2010. Т. 10. № 5 (48). С. 769–777.

5. Золотарева С. С. Оценивание профессиональных компетенций в процессе обучения студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Т. II. С. 116–121.

6. Ларина Т. Н., Елисеев И. Н. Оценка уровня компетенций студента на основе модели Раша [Электрон. ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1093 (дата обращения 01.03.2015)

7. Лисицына Л. С., Васильев В. Н. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. № 2 (84). С. 142–148.

8. Марон А. Е., Марон Е. А. Компетентностно-деятельностные технологии оценки качества современного образования // Человек и образование. 2008. № 2 (84). С. 35–39.

9. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: монография. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2006. 424 с.

10. Михелькевич В. Н., Кравцов П. Г. Методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональных компетенций у выпускников технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 6. С. 125–130.

11. Семина Е. А. Мониторинг профессионально-профильных компетенций будущих учителей математики: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2014. 128 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») / Утвежден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 46 (с изменениями от 31.05.2011) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207164014.pdf (дата обращения 01.03.2015).

13. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Измерение и оценивание компетенций в области научно-исследовательской деятельности будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2014. 186 с.

14. Шашкина М. Б., Семина Е. А. Кластер профессионально-профильных компетенций как комплекс требований к результату математической подготовки будущего учителя математики в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/116-12949 (дата обращения: 20.02.2015)

15. Шашкина М. Б. Компетенции студентов как объект педагогических измерений // Психология обучения. 2014. № 4. С. 120–131.

16. Шихова О. Ф. Модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в техническом вузе // Образование и наука. 2012. № 2. С. 23–31.

17. Шкерина Л. В., Шашкина М. Б., Багачук А. В. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов – будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 103–110.

18. Шкерина Л. В., Багачук А. В., Кейв М. А., Шашкина М. Б. Теоретические основы и технологии измерения и оценивания профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2013. 312 с.

19. Andreia I., Mata L. Pedagogical Competences – The Key to Efficient Education. International Online Journal of Educational Sciences. 2011. № 3 (2). Р. 411–423. Available at: http://www.iojes.net/userfiles/Article/IOJES_402.pdf (Accessed 03 March 2015)

20. Klug J., Bruder S., Kelava A., Spiel C., Schmitz B. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. An International Journal of Research and Studies. 2013. Vol. 30. P. 38–46.


Recensión

Para cita:


Shashkina M.B., Ayoshina E.A. ASSESSMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES – THE FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS. The Education and science journal. 2015;(9):51-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-51-67

Número de consultas: 1451


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)