СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-83-106

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – рассмотреть сетевое взаимодействие как ресурс обновления и инновационного развития образования.

Методы. Систематизация существующих практик сетевого партнерства в сфере образования для решения проблем здоровьесбережения учащихся; мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций; моделирование сетевого взаимодействия.

Результаты и научная новизна. Показано, что сетевое взаимодействие имеет значительный потенциал в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников. Эту задачу образовательные учреждения не могут решить на высоком уровне, будучи закрытыми к сотрудничеству, изолированными от инфраструктуры своего района, города, области. Педагогические кадры во многом не готовы к осуществлению сетевой деятельности и нуждаются в дополнительной подготовке, методологических и методических информационных материалах по ее осуществлению.

Автором теоретически обоснованы и описаны основные положения сетевого взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами, имеющего целью формирование культуры здоровья учащихся, которое представлено как одно из направлений социализации, т. е. реализации социальной функции воспитания – особо организуемой образовательной деятельности, направленной на развитие у обучающихся и воспитанников социальной компетентности. С опорой на это положение разработана и описана модель сетевого сотрудничества образовательных учреждений, которая предполагает участие в процессе ее реализации всех педагогов вне зависимости от специфики их профессиональной деятельности. Данная модель представляет собой теоретико-методологическую основу для разработки педагогическими коллективами своих моделей, позволяющих более активно развернуть процессы налаживания партнерских связей не только с другими учреждениями основного, профессионального и дополнительного образования, но и с организациями системы здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и досуга и других социальных сфер.

Практическая значимость. Результаты исследования помогут педагогическим коллективам, осуществляющим сетевое взаимодействие, системно представить и описать свою деятельность, а тем, кто недостаточно готов к проектированию и реализации партнерских связей с другими организациями, изложенные материалы станут подспорьем к осмыслению своих возможностей, теоретической базой для формирования когнитивного компонента готовности к реализации здоровьесозидающей функции с использованием ресурсов сетевого взаимодействия.


Об авторе

Татьяна Николаевна Леван
Российский университет дружбы народов
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Института медико-
биологических проблем,

 Москва



Список литературы

1. Адамский А. И. Модель сетевого взаимодействия // Первое сентября. 2002. № 4. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm (дата обращения – 21.08.2014).

2. Алексеев В. Н. Сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности как условие формирования гражданской компетентности обучающихся [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/113–11703 (дата обращения: 28.07.2014).

3. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 188 с.

4. Грошева А. В. Развитие образовательного пространства при сетевом взаимодействии ОУ // Педагогическое образование и наука. 2012. № 10. С. 44–46.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49–54.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации в образовательном учреждении, находящемся в позиции сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С. 37–43.

7. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 4 (6). С. 240–245.

8. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11–16.

9. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. Москва: Логос, 2014. 140 с.

10. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи: коллективная монография / под науч. ред. В. П. Сергеевой. Москва: МГПУ, 2014. 159 с.

11. Катуков Д. Д., Малыгин В. Е., Смородинская Н. В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий: научный доклад / под ред. Н. В. Смородинской. Москва: Институт экономики РАН, 2012. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inecon.org/docs/ Smorodinskaya_2012.pdf (дата обращения: 20.09.2014).

12. Коннова Н. М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: Научная книга, 2009. С. 156–163.

13. Ле-ван Т. Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/103–6398 (дата обращения: 14.06.2012).

14. Лобок А. М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? [Электрон. ресурс] // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 7. Режим доступа: http://obr.direktor.ru/archive/2014/7/Setevoe_vzaimodeystvie_novyy_format_ili_modnoe_naz (дата обращения: 20.09.2014).

15. Лопуга В. Ф. Формы и методы взаимодействия школ здоровья Алтайского края [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.akipkro.ru/hsch/lopuga_set.htm (дата обращения – 20.08.2014).

16. Лукомская М. А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы // Философия образования. 2010. № 3. С. 11–16.

17. Ревко-Линардато П. С. Методы научных исследований: учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. 55 с.

18. Рождественская М. Г. Теоретический анализ понятия «сетевое взаимодействие» в сфере образования // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2. С. 116–119.

19. Смородинская Н. Смена парадигмы развития и зарождение сетевой экономики [Электрон. ресурс] // Портал «Экономическая политика», 2012. Режим доступа: http://www.ecpol.ru/index.php/2012–04–05–13–39–38/2012–04–05–13–39–53/481-smena-paradigmy-razvitiya-i-zarozhdenie-setevoj-ekonomiki (дата обращения: 20.09.2014).

20. Толковый словарь русского языка [Электрон. ресурс] // TolkSlovar.ru. Режим доступа: http://tolkslovar.ru/ (дата обращения: 20.08.2014).

21. Цирульников А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 44–62.

22. Шилова О. Н. Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 4–9.

23. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Москва: Просвещение, 2014. 175 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леван Т.Н. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ: ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. Образование и наука. 2015;(9):83-106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-83-106

For citation: Levan T.N. NETWORK COOPERATION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR BUILDING A CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE: THEORETICAL-METHODOLOGICAL ASPECT OF VOCATIONAL STAFF TRAINING. The Education and science journal. 2015;(9):83-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-83-106

Просмотров: 728

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)