Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В РОССИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-171-183

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – описать возможный вариант отбора содержания обучения английскому языку при формировании академической письменной речи в российском вузе.

Методика и методы. Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ работ зарубежных и отечественных методистов-специалистов в области обучения письменной речи на иностранном языке; систематизация данных; моделирование. Эмпирические методы: наблюдение, собеседование, анкетирование, лонгитюдный педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.

Результаты. Рассмотрены особенности сферы применения академического английского письма в англоговорящих странах и России и обозначены разные цели обучения такому письму, среди которых особо выделены два направления: намеревается ли студент использовать академический английский в научной или же в педагогической деятельности. В связи с этим аргументированно показана необходимость пересмотра подхода к формированию содержания вузовского курса иностранного языка. Отмечены и описаны жанры, на которых, по мнению автора, следует делать акцент при обучении письменной английской речи.

Научная новизна. Для более объективного обоснования отбора содержания курса английского языка последовательно представлены результаты анализа существующих форматов академической письменной речи, заложенных в аутентичных источниках; изучены имеющиеся учебно-методические пособия, разработанные отечественными специалистами; исследованы ожидания и запросы российских студентов в отношении указанной осваиваемой дисциплины и специальности в целом.

Практическая значимость. Предложенный автором поход к обучению академическому английскому письму позволяет в зависимости от профессиональной ориентации студентов менять как объем изучаемого материала, так и последовательность его подачи. Для этого следует сформировать содержание обязательной теоретической лекционной части курса, которая должна, вопервых, давать представление о востребованности академического английского в профессиональной деятельности; а вовторых, восполнить пробелы в знаниях студентов, не изучавших академическое письмо до вуза (non-academic students), в частности познакомить их с такими базовыми понятиями, как культура письма, риторические традиции, риторические образцы построения текста-рассуждения, особенности академического стиля письма. Объем и содержание практической части дисциплины должны варьироваться в зависимости от специфики предстоящей профессиональной деятельности и степени мотивации студентов освоения английской письменности.

Об авторе

Элина Сергеевна Чуйкова
Самарский филиал Московского городского педагогического университета
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и современных технологий обучения иностранным языкам,

Самара



Список литературы

1. Бендецкая М. Е. Практика письменной английской речи / Practice of Written English. Москва: Тетра-Системс, 2010.

2. Великая Е. В. Academic Writing Recommendation: письменная работа на английском языке. Москва: МАКС Пресс, 2003.

3. Левченко В. В. Кашина Е. Г. Критерии отбора содержания обучения иностранным языкам студентов в вузе на основе интеграции // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 48–50.

4. Миньяр-Белоручева А. П. Учимся писать по-английски. Письменная научная речь: учебное пособие. Москва: Флинта; Наука, 2011. 128 с.

5. Осиянова О. М. Инновационное обучение культуре речевого общения в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 117–126.

6. Письменная английская речь: практический курс «A Course in Written English»: учебное пособие для студентов лингвистических вузов / В. М. Салье, Э. И. Мячинская, Л. П. Цурикова и др.; под ред. И. А. Уолш. 2е изд., испр. и доп. С.-Петербург; Москва: СПбГУ: Академия, 2005. 240 с.

7. Рязанцева Т. И. Practical Guide to Analytical Writing. Москва: ИНФРА-М, 2000. 224 с.

8. Сучкова С. А., Дудникова Г. М., Адаева О. М. Учись писать с нами: учебное пособие по развитию навыков письменной речи на английском языке. Самара: ЦПО, 2010. 75 с.

9. Baranov I. Publish or Perish? Available at: http://russiancouncil.ru/en/inner/?id_4=775#top.

10. Bezzabotnova O., Bogolepova S., Gorbachev V. etc. English for Academics. Cambridge University Press and the British Council Russia, 2014. 175 p.

11. Boardman, Cynthia A. Writing to Communicate: Paragraphs and Essays. 2nd ed. Pearson Education, Inc, 2002. 194 p.

12. Creme P. and Lea M. R. Writing at University. UK: Open University Press, 2005. 184 p.

13. Dudley-Evans T. Genre analysis: a key to a theory of ESP? Asociación Europea de Lenguas para Fines Específicos Cádiz, España. Ibérica. 2000. № 2. Р. 3–11. Available at: http://www.aelfe.org/documents/text2-Dudley.pdf.

14. Enoka K. & Makulloluwa A. Creating Better Writers through Online Feedback. Asia CALL 2011. 2012. Р. 1–10. Available at: http://asiacall.org/network/?q=document/enoka-k-makulloluwa-2012-creating-better-writers-through-onlinefeedback.

15. Frumina E. and West R. Internalisation of Russian higher Education. British Council, Moscow, 2012. Available at: https://ru2.live.solas.britishcouncil.net/media/document/internationalisation-russian-higher-education.

16. Hidi S. and Harackiewicz J. M. Motivating the Academically Unmotivated: A Critical Issue for the 21st Century. Review of Educational Research. Published by: American Educational Research Association. 2002. Vol. 70, № 2. Р. 151–179. Available at: http://www.jstor.org/stable/1170660.

17. Jordan R. R. English for Academic Purposes: a Guide and Resource Book for Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 384 p.

18. Leki I. Academic Writing. Exploring Processes and Strategies. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 433 p.

19. Levin P. Write Great Essays! A guide to reading and writing for undergraduates and taught postgraduates. Open University Press, 2004. 124 p.

20. Reid N. Getting Published in International Journals: Writing Strategies for European Social scientists. Norway. Norwegian Social Research, 2010.

21. Saadet Pınar Çalgan & Zeynep Cansever. Academic Writing With ‘Non’ Academic Learners. Humanising Language Teaching. Issue 6; December 2011. Available at: http://www.hltmag.co.uk/dec11/sart04.htm.

22. Zemach, Dorothy E., Lynn Stafford-Yilmaz. Writers at Work: The Essay. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 167 p.


Для цитирования:


Чуйкова Э.С. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В РОССИИ. Образование и наука. 2015;(9):171-183. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-171-183

For citation:


Chujkova E.S. DESIGNING ACADEMIC WRITING COURSE IN RUSSIA: FOCUS ON CONTENT. The Education and science journal. 2015;(9):171-183. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-9-171-183

Просмотров: 742


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)