ВЛИЯНИЕ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-38-50
Аннотация
Цель представленного в статье исследования – выявление взаимосвязи типа организационной культуры в образовательном учреждении и уровня личностной профессиональной деформации работающих в этом учреждении педагогов.
В качестве методологической основы работы использовался социокультурно-интердетерминистский диалогический подход В. А. Янчука. В процессе изысканий применялись психодиагностические методики: методика диагностики профессиональной деформации личности учителя (авторы В. Е. Орел, С. П. Андреев) и опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Л. Константина.
Результаты. В обобщенном виде охарактеризованы типы организационной культуры в образовательном учреждении – закрытый, случайный, открытый и синхронный. Анализ деятельности нескольких образовательных учреждений (школ и гимназий) показал, что самый высокий уровень деформации личности учителей, выражающейся в авторитарности, ригидности и некритичности самовосприятия, свойственен учреждениям с закрытым типом организационной культуры, а в учебных заведениях открытого типа он, напротив, незначителен. В учреждениях с синхронным и случайным типами организационной культуры значимых превышений по уровню деформации не обнаружено. Среди проявлений профессиональной деформации педагогов превалируют авторитарность и ригидность, в меньшей степени проявляется некритичность самовосприятия.
Научная новизна. К исследованию профессиональной деформации личности педагога впервые был применен социокультурно-интердетерминистский диалогический подход. Выделены психологические интердетерминанты деформирования; подробно рассмотрен один из структурных компонентов модели экокультурной образовательной среды – открытый тип организационной культуры в образовательном учреждении.
Практическая значимость работы заключается в описании возможностей формирования в образовательном учреждении экокультурной диалогической среды и выявлении критериев ее эффективного функционирования, которые позволяют оперативно осуществлять своевременную профилактику и преодолевать последствия профессиональной деформации личности педагогов, а также создавать условия для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Об авторе
Екатерина Ивановна СапегоРоссия
аспирант кафедры психологии факультета философии и социальных наук
Список литературы
1. Андреев С. П., Орел В. Е. Разработка методики диагностики профессиональной деформации учителя // Научный поиск. Ярославль: Ярославский государственный университет, 2002. Вып. 3. С. 165–173.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2009. 240 с.
3. Ильин Е. П. Психология для педагогов. С.-Петербург: Питер, 2012. 640 с.
4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ., под ред. И. В. Андреевой. С.-Петербург: Питер, 2001. 320 с.
5. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте / пер. с англ. А. И. Великосельского. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 236 с.
6. Липатов С. А. Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Л. Константина // Журнал практического психолога. 2005. № 2. С. 186–198.
7. Майсак Н. В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий. Москва: НОУ ВПО МПСУ, 2012. 288 с.
8. Розенштиль Л. фон, Мольт В., Рюттингер Б. Организационная психология / пер. с нем. А. В. Коченгин. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 464 с.
9. Янчук В. А. Экокультурная образовательная среда: формирование и развитие. Ч. 1: Образование. Наука и инновации // Адукацыя i выхаванне. 2013. № 1. С. 69–76.
10. Янчук В. А. Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетентности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 241–253.
11. Bandura A. Toward Psychology of Human Activity // Perspectives on Psychological Science. 2006. Vol. 1. № 2. Р. 164–179.
12. Barab S. A., Roth W.-M. Curriculum-Based Ecosystems: Supporting Knowing From an Ecological Perspective // Educational Researcher. 2006. Vol. 35 (5). P. 3–13. doi: dx.doi.org/10.3102/0013189X035005003.
13. Goertzen J. R. Dialectical pluralism: a theoretical conceptualization of pluralism in psychology. New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28 (2). Р. 201–209.
14. Marciniak Ł. T. Stawanie się nauczycielem akademickim. Analiza symboliczno-interakcjonistyczna // Przegląd Socjologii Jakościowej. 2008. T. IV. № 2. 131 s.
15. Weaver-Hightower M. B. An Ecology Metaphor for Educational Policy Analysis: A Call to Complexity // Educational Researcher. 2008. Vol. 37, № 3. P. 153–167. doi: dx.doi.org/10.3102/0013189X08318050.
Рецензия
Для цитирования:
Сапего Е.И. ВЛИЯНИЕ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ. Образование и наука. 2015;(10):38-50. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-38-50
For citation:
Sapeha K.I. INFLUENCE OF TYPE OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN INSTITUTE OF EDUCATION ON LEVEL OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHERS. The Education and science journal. 2015;(10):38-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-38-50