РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-51-63

Полный текст:


Аннотация

Цель работы, описанной в статье, – поиск новых методов, форм и способов организации практики студентов педагогических специальностей на основе компетентностного подхода.

Методология и методики исследования. Диагностика сформированности компетенций у будущих учителей выполнялась на основе анализа продуктов их деятельности в период прохождения школьной практики.

Результаты. Представлен опыт преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина по реализации инновационного проекта «Клинические базы практик». С опорой на разработанную в вузе концепцию интегрированной клинической практики авторы создали и апробировали программу такой педпрактики для студентов, получающих подготовку по профилю «Психология и педагогика начального образования». Программа включает организационный, рефлексивно-аналитический, деятельно-практический и проектный блоки. Рассмотрены особенности клинического подхода к педагогическому образованию; перечислены требования к школе как базе клинической практики. Раскрыто основное содержание педагогической практики и ее роль в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов.  Особо акцентируется важность проектной коллективной и индивидуальной деятельности студентов, которая по тематике должна соответствовать интересам работодателей и реальным нуждам школы.

Научная новизна. Продемонстрирована специфика интегрированной клинической практики как наиболее эффективного средства присвоения профессиональных метакомпетенций студентами бакалавриата. Переосмыслена организация педагогических практик, которые в идеале должны обеспечивать быструю профессионализацию обучения, раннее погружение в профессию, что будет способствовать не только успешному формированию гибкого педагогического мышления, но и росту профессиональной мотивации студентов – развитию у них положительного отношения к труду учителя, интереса к общению с детьми младшего школьного возраста, стремления к педагогическому исследовательскому творчеству.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны и полезны организаторам педагогической практики – преподавателям педагогических вузов и колледжей.


Об авторах

Елена Геннадьевна Гуцу
Нижегородский государственный педагогический университета им. К. Минина, Нижний Новгород (РФ)
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования



Надежда Николаевна Деменева
Нижегородский государственный педагогический университета им. К. Минина, Нижний Новгород (РФ)
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования



Список литературы

1. Гуцу Е. Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. № 2. С. 111–115.

2. Деменева Н. Н. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 59–64.

3. Жуков Г. Н. Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 4. С. 58–76.

4. Картавых М. А., Прохорова И. В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 263–267.

5. Картавых М. А., Прохорова И. В. Концепция интегрированной клинической практики студентов в системе высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/125–19859.

6. Картавых М. А., Прохорова И. В., Агеева Е. Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета [Электрон. ресурс]. 2015. № 1 (9). Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/makroproektirovanieperspektivnoy-modeli-integriro/.

7. Картавых М. А., Прохорова И. В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/49PVN614.pdf.

8. Максимова С. А., Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2013. № 4. С. 49–56.

9. Орлов А. А. Модернизация педагогической подготовки студентов педвузов // Педагогика. 2010. № 5. С. 88–95.

10. Папуткова Г. А., Прохорова И. В. Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете // Вестник Мининского университета [Электрон. ресурс]. 2015. № 2. Режим доступа: http: //vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnye-usloviya-setevoy-realizatsii-prakti/.

11. Папуткова Г. А., Картавых М. А., Прохорова И. В. Клиническая практика – инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 4, т. 1. С. 96–101.

12. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С. 29–37.

13. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman, 2000. 352 p.

14. Markova S. M., Sedhyh E. P., Tsyplakova S. A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal [Электрон. ресурс]. 2014. № 11s. Р. 489–493. (ISSN:1097–8135). Режим доступа: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489 _493.pdf.

15. Schrtz M. What is a «European Teacher»? // ENTEP Discussion Paper.193.170.42.61 / entep / ET Final. June 2005.

16. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne? Switzezland 27–30 March, 1996/ Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strsburg, 1997.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Образование и наука. 2015;(10):51-63. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-51-63

For citation: Gutsu E.G., Demeneva N.N. IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «CLINICAL BASES OF INTERNSHIP» WHILE PREPARING STUDENTS WITH A SPECIALTY IN «PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF PRIMARY EDUCATION». The Education and science journal. 2015;(10):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-51-63

Просмотров: 372

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)