Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-51-63

Texto completo:

Resumen

Цель работы, описанной в статье, – поиск новых методов, форм и способов организации практики студентов педагогических специальностей на основе компетентностного подхода.

Методология и методики исследования. Диагностика сформированности компетенций у будущих учителей выполнялась на основе анализа продуктов их деятельности в период прохождения школьной практики.

Результаты. Представлен опыт преподавателей Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина по реализации инновационного проекта «Клинические базы практик». С опорой на разработанную в вузе концепцию интегрированной клинической практики авторы создали и апробировали программу такой педпрактики для студентов, получающих подготовку по профилю «Психология и педагогика начального образования». Программа включает организационный, рефлексивно-аналитический, деятельно-практический и проектный блоки. Рассмотрены особенности клинического подхода к педагогическому образованию; перечислены требования к школе как базе клинической практики. Раскрыто основное содержание педагогической практики и ее роль в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов.  Особо акцентируется важность проектной коллективной и индивидуальной деятельности студентов, которая по тематике должна соответствовать интересам работодателей и реальным нуждам школы.

Научная новизна. Продемонстрирована специфика интегрированной клинической практики как наиболее эффективного средства присвоения профессиональных метакомпетенций студентами бакалавриата. Переосмыслена организация педагогических практик, которые в идеале должны обеспечивать быструю профессионализацию обучения, раннее погружение в профессию, что будет способствовать не только успешному формированию гибкого педагогического мышления, но и росту профессиональной мотивации студентов – развитию у них положительного отношения к труду учителя, интереса к общению с детьми младшего школьного возраста, стремления к педагогическому исследовательскому творчеству.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны и полезны организаторам педагогической практики – преподавателям педагогических вузов и колледжей.

De los autores

Елена Гуцу
Нижегородский государственный педагогический университета им. К. Минина, Нижний Новгород (РФ)
Russian Federation


Надежда Деменева
Нижегородский государственный педагогический университета им. К. Минина, Нижний Новгород (РФ)
Russian Federation


Referencias

1. Гуцу Е. Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. № 2. С. 111–115.

2. Деменева Н. Н. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 59–64.

3. Жуков Г. Н. Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 4. С. 58–76.

4. Картавых М. А., Прохорова И. В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 263–267.

5. Картавых М. А., Прохорова И. В. Концепция интегрированной клинической практики студентов в системе высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 1. Режим доступа: www.science-education.ru/125–19859.

6. Картавых М. А., Прохорова И. В., Агеева Е. Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета [Электрон. ресурс]. 2015. № 1 (9). Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/makroproektirovanieperspektivnoy-modeli-integriro/.

7. Картавых М. А., Прохорова И. В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/49PVN614.pdf.

8. Максимова С. А., Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Нижегородское образование. 2013. № 4. С. 49–56.

9. Орлов А. А. Модернизация педагогической подготовки студентов педвузов // Педагогика. 2010. № 5. С. 88–95.

10. Папуткова Г. А., Прохорова И. В. Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете // Вестник Мининского университета [Электрон. ресурс]. 2015. № 2. Режим доступа: http: //vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnye-usloviya-setevoy-realizatsii-prakti/.

11. Папуткова Г. А., Картавых М. А., Прохорова И. В. Клиническая практика – инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 4, т. 1. С. 96–101.

12. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2010. № 5. С. 29–37.

13. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman, 2000. 352 p.

14. Markova S. M., Sedhyh E. P., Tsyplakova S. A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal [Электрон. ресурс]. 2014. № 11s. Р. 489–493. (ISSN:1097–8135). Режим доступа: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489 _493.pdf.

15. Schrtz M. What is a «European Teacher»? // ENTEP Discussion Paper.193.170.42.61 / entep / ET Final. June 2005.

16. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne? Switzezland 27–30 March, 1996/ Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strsburg, 1997.


Recensión

Para cita:


Gutsu E.G., Demeneva N.N. IMPLEMENTATION OF THE PROJECT «CLINICAL BASES OF INTERNSHIP» WHILE PREPARING STUDENTS WITH A SPECIALTY IN «PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF PRIMARY EDUCATION». The Education and science journal. 2015;(10):51-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-51-63

Número de consultas: 1106


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)