Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-94-107

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – представить разработку комплексных практико-ориентированных исследовательских заданий для студентов – будущих педагогов – на период педагогической практики. Данная разработка производилась в соответствии с официальными требованиями отечественного образования и на основе анализа специфики педагогической деятельности в этнически и культурно разнородном обществе.

Методология и методики исследования. Методологической основой исследования послужили аксиологический и антропологический подходы, позволившие выявить ценностно-смысловые ориентиры процесса поликультурного воспитания и сконцентрировать внимание на развитии поликультурной личности студентов в процессе обучения в университете. В ходе работы был выполнен теоретический анализ положений Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.

Результаты. Дана характеристика культурно-сензитивной и культурно-инсензитивной технологий преподавания и выявлены факторы организации среды, в которой возможно дружественное взаимодействие учащихся – представителей различных культур. Предложены технологии поликультурного преподавания, направленные на гуманистическую позитивную трансформацию личности студентов и образовательной среды в сторону повышения ее толерантности к культурному разнообразию.

Научная новизна. Предлагается трактовать понятие «практико-ориентированность образования» как умение установить связь между имеющимися у педагога знаниями и компетенциями и значимыми общественными и личностными проблемами учащихся. Применительно к исследовательской деятельности студентов практико-ориентированность предполагает изучение особенностей работы с учащимися в разнородной среде с учетом их когнитивных, этнокультурных, языковых особенностей, степени толерантности к сверстникам и уровня сформированности межкультурной компетенции.

Практическая значимость. Разработан базовый алгоритм деятельности педагога в поликультурной среде, который основан на следующих общеобъединяющих ценностях: заботе о других и милосердии; стремлении к успеху честным путем; честности и добросовестности; сплоченности; уважении чужого мнения; ответственности за свои слова и поступки; понимании, терпимости и принятии многообразия окружающего мира. Представлен коммуникативный международный интернет-проект и описаны изменения социально-личностных качеств учащихся в результате его осуществления.

Об авторе

Татьяна Леонидовна Осколова
Тюменский государственный университет, Тюмень (РФ)
Россия

аспирант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований



Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.». 708 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.

2. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. Москва: Логос, 2014. 140 с.

3. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки. Москва: ИНИОН РАН, 2003. 215 с.

4. Helms J. E. Racial identity and racial constructs. In E. J. Trickett, R. Watts & D. Birman (Eds.). Human diversity: Perspectives on people in context. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1994. Р. 285–311.

5. Howard G. R. We can’t teach what we don’t know: white teachers, multicultural schools. 2nd edition. Published by Teachers College Press, New York, 2006. 172 p.

6. Noddings N. Educating citizens for global awareness. New York: Teachers College Columbia University, 2005. 161 p.

7. Rethinking multicultural education: Teaching for racial and cultural justice/edited by Wayne Au. – 1st ed. USA, Wisconsin: A Rethinking Schools Publication. 2009. 385 p.


Рецензия

Для цитирования:


Осколова Т.Л. МЕТОДИКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Образование и наука. 2015;(10):94-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-94-107

For citation:


Oskolova T.L. METHODOLOGY OF PRACTICE-ORIENTED RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS DURING PEDAGOGICAL INTERNSHIP: BUILDING NATIONAL IDENTITY IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2015;(10):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-94-107

Просмотров: 1130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)