МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-108-120
Аннотация
Цель статьи – описание авторской методики формирования структуры знаний учащихся на примере изучения медицинской и биологической физики в Ижевской государственной медицинской академии.
Методы, использованные в работе: комплексный подход, включающий метод групповых экспертных оценок (ГЭО), разработанный В. С. Черепановым, таксономический и тезаурусный подходы при создании таксономической модели структуры знаний.
Результаты. Подробно рассмотрены алгоритм, этапы и процедуры формирования структуры знаний обучаемых; создана модель данного процесса; показана технология отбора содержания учебного материала с учетом фиксированного времени, отпущенного на изучение конкретной дисциплины.
Научная новизна и практическая значимость. Достоинство предлагаемой методики и модели формирования структуры знаний учащихся заключается в их универсальности: при определенной адаптации они могут быть использованы при обучении любой дисциплине независимо от ее специфики и от вида образовательного учреждения. Соблюдение всех этапов представленной технологии отбора содержания учебного материала на основе экспертной оценки будет способствовать значительному повышению качества обучения, позволит разработать унифицированную методику, объединяющую различные точки зрения преподавателей, учителей на формирование знаний обучаемых.
Об авторах
Татьяна Александровна СнигиреваРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры медбиофизики, информатики и экономики
Ирина Алексеевна Гришанова
Россия
доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики
Список литературы
1. Гришанова И. А. Методические указания по организации самостоятельной работы и варианты контрольных заданий по логопедии: учебно-методическое пособие. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2013. 40 с.
2. Гришанова И. А. Практикум по логопедии: учебно-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2014. 40 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2001. 192 с.
4. Мирошниченко А. А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
5. Орлов В. И. Система методов обучения // Проблемы теории и методики обучения. 2005. № 9. С. 55–61.
6. Снигирева Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых / под ред. В. С. Черепанова. Москва; Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Экспертиза, 2006. 128 с.
7. Снигирева Т. А., Гришанова И. А. Применение комплексного подхода при оценке качества структуры знаний обучающихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 6). С. 1382–1385.
8. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учебное пособие. Ижевск: Ижевский государственный технический университет, 2006. 124 с.
Рецензия
Для цитирования:
Снигирева Т.А., Гришанова И.А. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ. Образование и наука. 2015;(10):108-120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-108-120
For citation:
Snegiryova T.A., Grishanova I.A. METHODS OF FORMING THE STRUCTURE OF KNOWLEDGE. The Education and science journal. 2015;(10):108-120. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-108-120