АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК НОСИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – рассмотреть возможности эмпирического выявления свойств личности студентов как носителей инновационной культуры. К таким свойствам относятся инновационная восприимчивость, ассертивность (англ. assert – утверждать, отстаивать), самостоятельность в принятии решений, инициативность, ответственность.

Методика и методы. В соответствии с целью и задачами исследования были использованы эмпирические методы: педагогическое проектирование модели, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, анкетный опрос, беседа, качественный анализ эмпирических данных; а также блок взаимодополняющих методик: «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (по К. Томасу), «Ассертивное поведение», «Лидер. Качества лидера», «Ведущая репрезентативная система».

Научная новизна и результаты. Обоснован выбор психолого-педагогического инструментария для диагностики уровня развития инновационной культуры студентов вуза. Установлено, что учащиеся, успешно реализующие свой потенциал при организации личной жизни и в образовательной деятельности, выстраивающие отношения с окружающими на основе совокупности осознаваемых целей, ценностных ориентаций в ассертивном поведении, открыты к инновациям, происходящим в социуме и в мире. Использование инновационных технологий в учебном процессе, особенно творческих проектов, решения кейсов, проведения дебатов, имитационных и ролевых игр, создает условия для развития ассертивного поведения, необходимого для успешной интеграции студентов в образовательную среду вуза, приобретения ими конкурентоспособности в социуме. На основе убедительных результатов эмпирического исследования, проведенного в разных высших учебных заведениях г. Екатеринбурга, сделан вывод о наличии у студентов значительного потенциала для формирования инновационной культуры, в частности различных ведущих репрезентативных систем, позволяющих выработать навыки ведения конструктивного диалога.

Практическая значимость. Показаны адекватные методики и инструментарий диагностики уровня актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры. Сформулированы рекомендации для студентов, преподавателей и менеджеров образования по развитию качеств, соответствующих высокому уровню инновационной культуры. Дальнейшее исследование предполагает разработку программы актуализации личности субъектов в образовательном процессе и ее апробацию в системе высшей школы.


Об авторе

Татьяна Борисовна Загоруля
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург (РФ)
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента


Список литературы

1. Государственная программа развития образования на 2013–2020 гг., утвержденная Правительством РФ // Информационно-правовой сайт «Гарант» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/news/ (дата обращения: 20 мая 2014 г.).

2. Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Серия 5: Педагогика. Психология [Электрон. ресурс]. 1999. № 1. С. 65–71. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/elbibl/vestn_arh.shtml (дата обращения: 14 июля 2014 г.).

3. Дудина М. Н., Загоруля Т. Б. Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. Екатеринбург: УрГУ, 2008. 244 с.

4. Загоруля Т. Б. Педагогическое проектирование модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании. Екатеринбург: УГГУ, 2015. 205 с.

5. Психологические тесты. В 2 т. Москва: Владос, 2005. Т. 2. 247 с.

6. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. Москва: Речь. Серия: Психологический тренинг [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.orator.biz/library/books/traning_uverennosti_v_sebe/ (дата обращения: 23 января 2015 г.).

7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736 с.

8. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merril. 1982. 308 р.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Загоруля Т.Б. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК НОСИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование и наука. 2015;(10):135-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146

For citation: Zagorulya T.B. ACTUALIZATION OF THE PERSON OF STUDENTS AS BEARERS OF INNOVATION CULTURE IN HIGHER EDUCATION: EMPIRICAL STUDIES. The Education and science journal. 2015;(10):135-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146

Просмотров: 515

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)