АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК НОСИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть возможности эмпирического выявления свойств личности студентов как носителей инновационной культуры. К таким свойствам относятся инновационная восприимчивость, ассертивность (англ. assert – утверждать, отстаивать), самостоятельность в принятии решений, инициативность, ответственность.
Методика и методы. В соответствии с целью и задачами исследования были использованы эмпирические методы: педагогическое проектирование модели, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, анкетный опрос, беседа, качественный анализ эмпирических данных; а также блок взаимодополняющих методик: «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (по К. Томасу), «Ассертивное поведение», «Лидер. Качества лидера», «Ведущая репрезентативная система».
Научная новизна и результаты. Обоснован выбор психолого-педагогического инструментария для диагностики уровня развития инновационной культуры студентов вуза. Установлено, что учащиеся, успешно реализующие свой потенциал при организации личной жизни и в образовательной деятельности, выстраивающие отношения с окружающими на основе совокупности осознаваемых целей, ценностных ориентаций в ассертивном поведении, открыты к инновациям, происходящим в социуме и в мире. Использование инновационных технологий в учебном процессе, особенно творческих проектов, решения кейсов, проведения дебатов, имитационных и ролевых игр, создает условия для развития ассертивного поведения, необходимого для успешной интеграции студентов в образовательную среду вуза, приобретения ими конкурентоспособности в социуме. На основе убедительных результатов эмпирического исследования, проведенного в разных высших учебных заведениях г. Екатеринбурга, сделан вывод о наличии у студентов значительного потенциала для формирования инновационной культуры, в частности различных ведущих репрезентативных систем, позволяющих выработать навыки ведения конструктивного диалога.
Практическая значимость. Показаны адекватные методики и инструментарий диагностики уровня актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры. Сформулированы рекомендации для студентов, преподавателей и менеджеров образования по развитию качеств, соответствующих высокому уровню инновационной культуры. Дальнейшее исследование предполагает разработку программы актуализации личности субъектов в образовательном процессе и ее апробацию в системе высшей школы.
Об авторе
Татьяна Борисовна ЗагоруляРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента
Список литературы
1. Государственная программа развития образования на 2013–2020 гг., утвержденная Правительством РФ // Информационно-правовой сайт «Гарант» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/news/ (дата обращения: 20 мая 2014 г.).
2. Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Серия 5: Педагогика. Психология [Электрон. ресурс]. 1999. № 1. С. 65–71. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/elbibl/vestn_arh.shtml (дата обращения: 14 июля 2014 г.).
3. Дудина М. Н., Загоруля Т. Б. Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. Екатеринбург: УрГУ, 2008. 244 с.
4. Загоруля Т. Б. Педагогическое проектирование модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании. Екатеринбург: УГГУ, 2015. 205 с.
5. Психологические тесты. В 2 т. Москва: Владос, 2005. Т. 2. 247 с.
6. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. Москва: Речь. Серия: Психологический тренинг [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.orator.biz/library/books/traning_uverennosti_v_sebe/ (дата обращения: 23 января 2015 г.).
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736 с.
8. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merril. 1982. 308 р.
Рецензия
Для цитирования:
Загоруля Т.Б. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК НОСИТЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Образование и наука. 2015;(10):135-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146
For citation:
Zagorulya T.B. ACTUALIZATION OF THE PERSON OF STUDENTS AS BEARERS OF INNOVATION CULTURE IN HIGHER EDUCATION: EMPIRICAL STUDIES. The Education and science journal. 2015;(10):135-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-135-146