ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИЗИСОВ, КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ ВРЕМЕННΌЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-68-79
Аннотация
Цель статьи – раскрыть причины кризиса, который переживают студенты на начальном этапе обучения в вузе.
Методология и методики. В ходе исследования применялись психодиагностические методики: анкета В. Р. Манукян, выявляющая кризисные переживания, и опpocник временно´й перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной (ZTPI).
Результаты и научная новизна. На основе репрезентативной выборки студентов в Новосибирском государственном медицинском университете получены и проанализированы данные о взаимосвязи кризисов и кризисных переживаний с направленностью временной перспективы. Показаны гендерные различия протекания кризисов у учащейся молодежи. Установлено, что временны´ е перспективы «Негативное прошлое» и «Фаталистическое настоящее» коррелируют со всеми кризисными переживаниями студентов на начальном этапе обучения в вузе. Временна´я перспектива «Будущее» имеет обратную корреляцию с кризисным переживанием «отсутствие заметно привлекающих целей в будущем», взаимосвязь с кризисами отсутствует. В связи с этим автор предлагает коррекцию психологического сопровождения первокурсников.
Практическая значимость. Изложенный в статье материал может быть использован педагогами-психологами для психологической диагностики учащихся, при поиске причин их неуспеваемости, при разработке и коррекции программ психолого-педагогического сопровождения первокурсников, в частности при написании программы адаптивного тренинга в центрах психосоциального сопровождения обучающихся. Даны рекомендации по выбору техник и методик, способствующих преодолению проблем, связанных с кризисом идентичности и биографическими кризисами.
Ключевые слова
Об авторе
Ирина Александровна КурусьРоссия
аспирант кафедры психологии и педагогики
Список литературы
1. Болотова А. К., Хачатурова М. Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 69–76.
2. Головей Л. А., Манукян В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. 2003. № 4 (30). С. 100–112.
3. Дмитриева Н. В., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М., Самойлик Н. А. Диагностика кризиса идентичности. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. 134 с.
4. Духновский С. В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков: автореф. дис... канд. психол. наук. Курган, 2002. 22 с.
5. Дягилева Я. О. Особенности временной перспективы безработных в период кризиса 30-ти лет // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы XXXVIII научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Барнаул: Алтайский университет, 2011. Вып. 8. С. 321–323.
6. Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 39–45.
7. Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 217 с.
8. Овчинникова Ю. Г., Яксина И. А. Временная перспектива и кризисы зрелости // Психология зрелости и старения: ежеквартальный научно-практический журнал. 2009. № 3 (47). С. 13–27.
9. Осин Е. Н., Орел Е. А. Возрастная динамика временной перспективы (на материале российских женщин) // Перспективные направления психологической науки: сборник научных статей. Вып. 2 / отв. ред. А. К. Болотова. Москва: НИУ ВШЭ, 2012. С. 85–103.
10. Павлова Е. В., Симонова П. П. Изменение временной перспективы у пациентов в кризисных состояниях // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 95. № 4. С. 225–231.
11. Посохова С. Т., Жуков А. В. Переживание кризисных ситуаций и смысл жизни в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4 (30). С.74–82.
12. Сиврикова Н. В. Особенности временной трансспективы в нормативных кризисах развития взрослого человека // Личность в изменяющихся социальных условиях материалы II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2013. С. 95–98.
13. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85–106.
14. Харитонова Е. А., Манукян В. Р. Переживание нормативного кризиса и защитно-совладающее поведение у женщин в период средней взрослости // Научные исследования выпускников факультета психологии СпбГУ. 2014. Т. 2. С.283–290.
15. Kairys A., Liniauskaite A. Time Perspective and Personality / Time Perspective Theory; Review, research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Ed. by Maciej Stolarski, Nicolas Fieulaine, Wessel van Beek. Р. 99–113.
16. Laghi F., Baiocco R., Liga F., Guarino A., Baumgartner E. Identity status differences among Italian adolescents: Associations with time perspective // Children and Youth Services Review. 2010. Vol. 35. № 3. Р. 482–487.
17. Luyckx K., Lens W., Smits I., Goossens L. Time perspective and identity formation: short-term longitudinal dynamics in college students // International Journal of Behavioral Development. 2012. Vol. 34. № 3. Р. 238–247.
18. Mello Z. R., Worrell F. C. The Past, the Present, and the Future: A Conceptual Model of Time Perspective in Adolescence / Time Perspective Theory; Review, research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Ed. by Maciej Stolarski, Nicolas Fieulaine, Wessel van Beek. 2015. Р. 115–129.
19. Shiray T., Kyoiku O., Nakamura T. Time orientation and identity formation: Long-termlongitudinal dynamics in emerging adulthood // Japanese Psychological Research. 2012. Vol. 54. № 3. Р. 274–284.
Рецензия
Для цитирования:
Курусь И.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ КРИЗИСОВ, КРИЗИСНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И НАПРАВЛЕННОСТИ ВРЕМЕННΌЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Образование и наука. 2016;(2):68-79. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-68-79
For citation:
Kurus I.A. CORRELATION OF CRISES, CRISIS EXPERIENCES AND ORIENTATION OF TIME PERSPECTIVE AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The Education and science journal. 2016;(2):68-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-68-79