Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИЦ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-80-93

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть эмпирические аспекты проблемы развития музыкальной одаренности учащихся в процессе вокально-хоровой деятельности.

Методы. В работе использовались общенаучные методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, формирующий эксперимент, лонгитюд, тестирование. Анализ данных проводился с помощью психодиагностического комплекса методик: культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла, модифицированного креативного теста Ф. Вильямса, личностного многофакторного опросника Р. Кеттелла. Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивалась применением надежных и апробированных в отечественной и зарубежной психологии методов и методик статистической обработки данных, определением параметрических и непараметрических статистических критериев: t-критерия Стьюдента, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия U-Манна – Уитни, Т-критерия Вилкоксона, L-критерия тенденций Пейджа.

Результаты и научная новизна. Представлены результаты лонгитюдного исследования развития музыкальной одаренности. Экспериментальная работа, в которой участвовали школьницы 8–15 лет, проводилась на базе творческих хоровых коллективов г. Иркутска и продолжалась в течение трех лет. Выявлены особенности развития учащихся, занимающихся пением. Установлено, что по мере освоения специально разработанной программы (постижения эмоционально-смысловых аспектов восприятия музыкального произведения, обретения способности различать музыкальные тембры и общую окраску звучания и т. д.) с возрастом у учащихся улучшаются аналитический и интонационный слух. Регулярные продолжительные занятия пением содействуют формированию мыслительных операций: активному развитию дивергентного, рационально-логического мышления и интеллекта в целом, а также приобретению навыков самооценки. Кроме того, такие занятия располагают детей и подростков к эмоциональной отзывчивости и духовному самосовершенствованию.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны преподавателям высшей школы, специалистам в области психологии творчества, аспирантам и организаторам самостоятельной деятельности обучающихся вузов.

Об авторе

Светлана Николаевна Лосева
Иркутский государственный университет (Педагогического института), Иркутск (РФ)
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры музыкального образования


Список литературы

1. Денисов А. Ф. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство). С.-Петербург: ИМАТОН, 2003. 32 с.

2. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. С.-Петербург: Речь, 2004. 104 с.

3. Кирнарская Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: автореф. дис. … канд. искусств. Ленинград, 1989. 23 с.

4. Кирнарская Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 47–57.

5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты – XXI век, 2004. 496 с.

6. Кирнарская Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. … д-ра психол. наук. Москва, 2006. 373 с.

7. Ларионова Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс. … д-ра психол. наук. Иркутск, 2002. 420 с.

8. Ларионова Л. И. Одаренные дети: теория и практика: монография. Иркутск: ИГПУ, 2000. 168 с.

9. Ларионова Л. И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. Иркутск: ИГПУ, 2000. 141 с.

10. Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла. С.-Петербург: ИМАТОН, 2006. 96 с.

11. Собчик Л. Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу. С.-Петербург: Речь, 2002. 24 с.

12. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявления: дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2003. 181 с.

13. Тарасова К. В. Музыкальность и составляющие ее музыкальные способности // Музыкальный руководитель. 2009. № 5. С. 11–13.

14. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. Москва: Педагогика, 1985. 328 с.

15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Москва: Наука, 2003. 379 с.

16. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С.-Петербург: Речь, 2003. 96 с.

17. Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. Oxford University Press, UK, 2009. 432 р.

18. Stollery P., McPhee A. Some perspectives on musical gift and musical intelligence // British Journal of Music Education. Vol. 19. 2002. P. 89–102.

19. William S. Reflections on progress in musical education // British Journal of Music Education. Vol. 25. 2008. P. 237–243.


Для цитирования:


Лосева С.Н. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИЦ. Образование и наука. 2016;(2):80-93. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-80-93

For citation:


Loseva S.N. LONGITUDINAL STUDIES OF MUSICALLY GIFTED SCHOOLGIRLS. The Education and science journal. 2016;(2):80-93. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-80-93

Просмотров: 566


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)