Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗРЕШЕНИЕ НЕРАЗРЕШИМОГО: ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ О «ВЕЧНЫХ» ПРОТИВОРЕЧИЯХ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-94-110

Полный текст:

Аннотация

Цель работы, описанной в статье, – рассмотреть проблему философского осмысления художественных конфликтов как модели диалектических противоречий; обосновать предвосхищающую роль искусства по отношению к теоретическому познанию через сопоставление с индивидуальным творческим актом, дающим идею решения в образно-символической форме; рассмотреть «субстанциональные» художественные конфликты в драматическом искусстве как проявление антиномистических противоречий; показать возможность разрешения данных «вечных» противоречий в конкретной ситуации путем перехода на качественно иной смысловой уровень их восприятия на примере катарсиса в новой, современной драме и подчеркнуть роль искусства в системе образования, при понимании и усвоении учебного материала, в овладении профессией.

Методология и методики исследования. Работа выполнялась с помощью анализа драматических произведений в технике «медленного чтения» по Д. С. Лихачеву с использованием технологии дидактического дизайна по В. Э. Штейнбергу.

Результаты. Представлен опыт более чем двадцатилетней практики преподавания истории театра, теории драмы, театральной критики на театральном факультете Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова у студентов-театроведов и режиссеров. Разработан и апробирован метод обучения анализу драмы. Рассмотрены особенности формирования специфики понятий «конфликт» и «противоречие» в контексте философии и искусства. Раскрыто основное содержание указанных понятий, их принципиальное отличие и диалектическое соотношение, подчеркнута их роль в процессе познания и обучения. Разработана общая модель взаимодействия противоречия и конфликта.

 

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны и полезны преподавателям творческих и гуманитарных вузов, а также режиссерам, драматургам и театроведам.

Об авторах

Галина Яковлевна Вербицкая
Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, Уфа (РФ)
Россия
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства


Сергей Николаевич Семенов
Башкирский государственный университет, Уфа (РФ).
Россия
кандидат философских наук, профессор кафедры связи с общественностью


Список литературы

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Москва: Советское радио, 1970. 152 с.

2. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: учебное пособие. Москва: Флинта.1998. 312 с.

3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Москва: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979. 424 с.

5. Валь Ж. «Несчастное сознание» в философии Гегеля. С.-Петербург: Владимир Даль, 2006. 334 с.

6. Вейн А. М. Мозг и творчество [Электрон. ресурс] // Наука и жизнь. 1983. № 3–4. Режим доступа: http://www.asatan.ru/library/ stats.mt.htm.

7. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. Москва: Политиздат, 1976. 336 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва: Педагогика, 1987. 335 с.

9. Гарфилд П. Творческие сновидения. Москва: Евразия, 1996. 373 с.

10. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. Москва: Педагогика, 1991. 272 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Москва; Ленинград: Социально-экономическая литература, 1959. Т. 4. 488 с.

12. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в 4 т. Москва: Искусство, 1968. Т. 1. 330 с.

13. Гулыга А. В. Искусство в век науки. Москва: Наука, 1978. 184 с.

14. Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции: пер. с англ. Москва: АСТ: Астрель, 2005. 208 с.

15. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. Москва: Наука, 1988. 384 с.

16. Кант И. Пролегомены. Москва; Ленинград: ОГИЗ, 1934. 379 с.

17. Коваленко А. Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века. Москва: РУДН, 2010. 490 с.

18. Кузнецов Б. Г. Этюды о меганауке. Москва: Наука, 1982. 136 с.

19. Кулешов Л. В., Хохлова А. С. 50 лет в кино. Москва: Искусство, 1975. 303 с.

20. Кьеркегор С. Страх и трепет. Москва: Республика, 1993. 384 с.

21. Лихачев Д. С. Принцип историзма в изучении литературы / Взаимодействие наук при изучении литературы. Ленинград: Наука, 1981. С. 89–101.

22. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. Москва: Мол. гвардия, 1993. 383 с.

23. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. Москва: Мысль, 1995. 940 с.

24. Найман Е. А. Древнегреческая трагедия как источник спекулятивного мышления // ЕΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. № 2. С. 331–338.

25. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. Москва: Мысль, 1997. Т. 1. 704 с.

26. Пуанкаре А. О науке: пер. с франц. Москва: Наука, 1983. 560 с.

27. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества / Художественное творчество: сборник. Ленинград: Наука, 1982. С. 53–72.

28. Сартр Ж. П. К театру ситуаций / Как всегда – об авангарде: антология французского театрального авангарда. Москва: Союзтеатр, 1992. С. 92–94.

29. Семенов С. Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). Уфа: Гилем, 1998. 147 с.

30. Семенов С. Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации). Уфа: РИО БашГУ, 2005.144 с.

31. Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества / Отв. ред. Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов. Ленинград: Наука, 1980. С. 40–42.

32. Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. Москва: Художественная литература, 1972. 543 с.

33. Уайтхед А. Избранные труды по философии: пер. с англ. Москва: Прогресс, 1990. 720 с.

34. Франк С. Л. Сочинения. Москва: Правда, 1990. 608 с.

35. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. Москва: Искусство, 1978. 240 с.

36. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. Москва: Мысль, 1987. Т. 1. 637 с.

37. Штейнберг В. Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования). Уфа: БГПУ, 2007. 136 с.

38. Krippner S. Dreams and Creativity / Encyclopedia of Creativity. San Diego: Academic Press, 1999. Vol. 1. Р. 591–596.


Для цитирования:


Вербицкая Г.Я., Семенов С.Н. РАЗРЕШЕНИЕ НЕРАЗРЕШИМОГО: ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ О «ВЕЧНЫХ» ПРОТИВОРЕЧИЯХ. Образование и наука. 2016;(2):94-110. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-94-110

For citation:


Verbitskaya G.Y., Semenov S.N. THE RESOLUTION OF THE IRRESOLVABLE: THE ART AND PHILOSOPHY OF THE «ETERNAL» CONTRADICTIONS. The Education and science journal. 2016;(2):94-110. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-94-110

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)