Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС): КОМПЛЕКСНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ Часть 1. Зарубежные модели обучения социальным навыкам детей с РАС

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-145-155

Полный текст:

Аннотация

Цели первой части статьи – представить применяемые за рубежом разные модели формирования социальных навыков и технологии социального развития детей с расстройствами аутистического спектра; обобщить и систематизировать наиболее перспективные методы работы с детьми с РАС; проанализировать исследования, которые верифицируют эффективность технологий и доказывают научную обоснованность применяемых методов.

 

Методика и методы. В работе использовались методы теоретического анализа, систематизации и обобщения научно-исследовательских и научно-методических зарубежных публикаций по проблеме развития социальных навыков детей с РАС.

Результаты. Определены наиболее эффективные, прошедшие эмпирическую апробацию методические приемы и технологии, применяемые за рубежом, которые могут быть включены в процесс социально-психологического сопровождения детей с РАС и их семей в России при условиях адаптации этих технологий. Описаны наиболее перспективные, малоизвестные в России методы развития социальных навыков у детей с РАС: видеомоделирование, виртуальные технологии, технологии подключения к процессу социализации детей с аутизмом сверстников и родителей.

Научная новизна. Впервые обобщены все самые современные зарубежные наработки в области социального развития детей с РАС, поставлен вопрос о необходимости научного обоснования практических технологий, а также верификации эффективности разработанных методов. Выяснено, что в отношении многих подходов и методов, получивших широкое распространение за рубежом, отсутствуют научно-обоснованные данные, подтверждающие их полезность для детей и подростков с РАС. Сделан вывод о необходимости трансляции и валидизации в России некоторых хорошо зарекомендовавших себя методов социализации детей с РАС, а именно: видеомоделирования, виртуальных технологий, телекоммуникативных методов.

Практическая значимость. Обзор наиболее апробированных техник позволит отечественным исследователям и практикам обогатить свои знания в области наиболее перспективных моделей оказания помощи детям с аутизмом и их семьям. Описание основных принципов и механизмов, заложенных в каждом из методов, разработанных зарубежными коллегами, поможет педагогам-психологам, дефектологам, реабилитологам, педагогам инклюзивного образования использовать эти идеи при построении собственных моделей работы с детьми-аутистами.

Об авторах

Альбина Александровна Нестерова
Институт фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета, Москва (РФ)
Россия

доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории саморегуляции личности



Римма Михайловна Айсина
Институт фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета, Москва (РФ)
Россия

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории виртуалистики



Татьяна Федоровна Суслова
Институт фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета, Москва (РФ)
Россия

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории саморегуляции личности



Список литературы

1. Alves S., Marques A., Queirós C., Orvalho V. LIFEisGAME Prototype: A serious game about emotions for children with autism spectrum disorders. PsychNology Journal. 2013. 11 (3). P. 191–211. (Translated from English)

2. Carter E. W., Cushing L. S., Clark N. M., Kennedy C. H. Effects of peer support interventions on students’ access to the general curriculum and social interactions. Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. 2005. Vol. 30 (1). P. 15–25. (Translated from English)

3. Gal E., Bauminger N., Goren-Bar D., Pianesi F., Stock O., Zancanaro M., Weiss P. L. Enhancing social communication of children with high-functioning autism through a co-located interface. Al & Society. 2009. 24 (1). P. 75–84. http://dx.doi.org/10.1007/s00146–009–0199–0 (Translated from English)

4. Kaiser A. P., Hancock T. B., Nietfeld J. P. The effects of parent-implemented enhanced milieu teaching on the social communication of children who have autism. Early Education and Development. 2000. Vol. 11 (4). P. 423–446. (Translated from English)

5. Koegel L. K., Park M. N., Koegel R. L. Using self-management to imrove the reciprocjl social conversation of children with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Development Disorders. 2014. Vol. 44. № 5. P. 1055–1063. (Translated from English)

6. Kokina A., Kern L. Social story interventions for students with autism spectrum disorders: a meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. № 40. P. 812–826. (Translated from English)

7. Plavnick J. B., Ferreri S. J. Establishing verbal repertoires in children with autism using function-based video modeling. Journal of Applied Behavior Analysis. 2011. Vol. 44 (4). P. 747–766. (Translated from English)

8. Reichow B., Volkmar F. R. Social skills interventions for individuals with autism: evaluation for evidence-based practices within a best evidence synthesis framework. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40. P. 149–166. (Translated from English)

9. Virués-Ortega J. Applied behavior analytic intervention for autism in early childhood: meta-analysis, meta regression and dose-response meta-analysis of multiple outcomes. Clinical Psychology Review. 2010. Vol. 30 (4). P. 387–399. (Translated from English)

10. Wang M., Anagnostou E. Virtual reality as treatment tool for children with autism. In V. B. Patel, V. R. Preedy, C. R. Martin (Eds.), Comprehensive Guide to Autism. New York: Springer Science+Business Media, 2014. P. 2125–2141. http://dx.doi.org/10.1007/978–1-4614–4788–7_130 (Translated from English)

11. Wang P., Spillane A. evidence-based social skills interventions for children with autism: a meta-analysis. Education and Training in Developmental Disabilities. 2009. Vol. 44 (3). P. 318–342. (Translated from English)

12. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification. Journal of Autism and Developmental Disorders. 1979. Vol. 9. Р. 11–29. (Translated from English)

13. Wood J. J., Fujii C., Renno P., Van Dyke M. Impact of cognitive behavioral therapy on observed autism symptom severity during school recess: a preliminary randomized, controlled trial. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44 (9). P. 2264–2276. (Translated from English)


Для цитирования:


Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС): КОМПЛЕКСНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ Часть 1. Зарубежные модели обучения социальным навыкам детей с РАС. Образование и наука. 2016;(2):121-131. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-145-155

For citation:


Nesterova A.A., Aysina R.M., Suslova T.F. A POSITIVE SOCIALIZATION MODEL FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS (ASD): COMPREHENSIVE AND INTERDISCIPLINARY APPROACHES. Part 1. Foreign models of teaching social skills to children with ASD. The Education and science journal. 2016;(2):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-145-155

Просмотров: 1050


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)