Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АМОРТИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-70-89

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи – провести анализ отечественных и зарубежных психологических исследований влияния телевизионных программ на социальное, когнитивное и эмоциональное развитие детей. 

Методы. Главным методом работы был сравнительный историко-психологический анализ текстов статей и архивных отчетов телекомпаний. 

Результаты. Исследование показало, что образовательное телевидение, а впоследствии онлайн-ресурсы для детей влияют на оперативные когнитивные характеристики, могут повышать мотивацию достижения, способствовать формированию важных познавательных и социальных навыков. Однако сила воздействия на детей экранных ресурсов зависит от статуса и уровня образования семьи. 

Научная новизна. Впервые приводится историко-психологический анализ исследований эффектов детского телевидения, привлекаются данные ведущих стран – производителей телеи видеопрограмм для детей разного возраста – России, США, Германии, Франции, Израиля и др. Критерии для сопоставления разнородных исследований сформированы исходя из отечественных теорий детского развития, культурно-исторического подхода, теории поэтапного формирования умственных действий, теории деятельности. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что эти критерии могут использоваться для оценки любых видеосюжетов, их образовательного потенциала. Психологам, вовлеченным в процесс телевизионного образовательного производства, статья поможет смоделировать процесс обучения с учетом возраста детей, а также их социокультурного происхождения. 

Об авторах

Ольга Ивановна Маховская

Россия

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, Москва (РФ). 



Федор Олегович Марченко

Россия

кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Инститyта образования Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», Москва (РФ).



Список литературы

1. Марченко Ф. О. Историко-психологический анализ экспертизы телепрограмм для детей: дис. ... канд. психол. наук. Москва: Институт психологии РАН, 2012. 30 с.

2. МаховскаяО.И., МарченкоФ.О.Дети ителевидение. Москва: Инфра-М, 2015. 179 с.

3. Adachi P. J., Willoughby T. More than just fun and games: The longitudinal relationships between strategic video games, self reported problem solving skills, and academic grades // Journal of Youth and Adolescence. 2013. Vol. 42 (1). P. 123–134.

4. Anderson C. A., Shibuya A., Ihori N., Swing E. L., Bushman B. J., Sakamoto A., Saleem M. Violent video game effects on aggression, empathy, and prosocial behavior in Eastern and Western countries: A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2010. Vol. 136. P. 151–173.

5. Anderson D. R., Field D. E. Die Aufmerksamkeit des KindesbeimFernsehen: Folgerungenfuer die Programmproduktion // Wieverstehen Kinder Fernsehprogramme? / M. Meyer (Ed.). Muenchen: Saur, 1984. P. 52–92.

6. Anderson D. R., Field D. E., Collins P. A., Lorch E. P., Nathan J. G. Estimates of young children’s time with television: A methodological comparison of parents reports with time-lapse home observation // Child Development. 1985. Vol. 56. P. 1345–1357.

7. Ball-Rokeach S., DeFleur M. A Dependency Model of Mass Media Effects // Communication Research. 1976. No 3. P. 3–7.

8. Bandura А. Psychological Modeling: Conflicting Theories. Chicago: Aldine Atherton, 1971. 210 p.

9. Chen К.-С., Jang S.-J. Motivation in online learning: Testing a model of selfdetermination theory // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. P. 741–752.

10. Conner J., Slattery A. New Media and the Power of Youth Organizing: Minding the Gaps // Equity & Excellence in Education. 2014. Vol. 47, No 1. P. 14–30.

11. Delmar R., Nowell-Smith G. Watching «teszelin» // Parents talking television / P. Simpson (Ed.). London: Comedia, 1987. Р. 11–18.

12. Ekman P., Friesen W. V. The repertoire of nonverbal behavior: Categories, origins, usage, and coding // Semiotica. 1969. No 1. P. 49–98.

13. EwoldsenD.R., EnoC.A., OkdieB.M., VelezJ.A., GuadagnoR.E., DeCoster J. Effect of playing violent video games cooperatively or competitively on subsequent cooperative behavior // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Vol. 15 (5). P. 277–280.

14. Ferguson C. J., Olson C. K. Friends, fun, frustration and fantasy: Child motivations for video game play // Motivation and Emotion. 2013. Vol. 37 (1). P. 154–164.

15. Feshbach S. The Stimulating Versus Cathartic effects of a Vicarigous Agressive Activity // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1961. Vol. 63. P. 381–385.

16. FetlerM.Television viewing and school achievement // Journal of Communication. 1984. Vol. 34. P. 104–118.

17. Fiske S. T. Social Cognition and Social Perception // Annual Review of Psychology. 1993. Vol. 44. P. 155–194.

18. Frijda N. H. The laws of emotion // American Psychologist. 1988. Vol. 43. P. 349–356.

19. Jackson L. A., Witt E. A., Games A. I., Fitzgerald H. E., von Eye A., Zhao Y. Information technology use and creativity: Findings from the Children and Technology Project // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28 (2). P. 370–376.

20. Goldman S., Booker A., McDermott M. Mixing the digital, social, and cultural: Learning, identity, and agency in youth participation // Youth, identity, and digital media / D. Buckingham (Ed.). Cambridge, MA: The MIT Press. 2008. 216 р.

21. Granic I., Lobel А., Engels R. The Benefits of Playing Video Games // American Psychologist. 2014. Vol. 69. No 1 (January). P. 66–78.

22. Klapper J. T. Mass communication, attitude stability and change // Attitude, ego involvement and change / C. W. Sherif, M. Sherif (Ed.). 1967. 326 р.

23. Lasswell H. D. Propaganda technique in the world war. N.Y.: Knopf, 1927. 268 р.

24. Lenhart A., Kahne J., Middaugh E., Macgill A. R., Evans C., Vitak J. Teens, video games, and civics: Teens’ gaming experiences are diverse and include significant social interaction and civic engagement. Pew Internet & American Life Project. Retrieved from the Pew Internet & American Life Project website: http://www.pewinternet.org/ Reports/2008/Teens-Video-Games-and-Civics.aspx

25. Lemola S., Brand S., Vogler N., Perkinson-Gloor N., Allemand M., Grob A. Habitual computer game playing at night is related to depressive symptoms // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51 (2). P. 117–122.

26. Masten A. S., Narayan A. J. Child Development in the Context of Disaster, War, and Terrorism: Pathways of Risk and Resilience // Annu. Rev. Psychol. 2012. Vol. 63. P. 227–257.

27. Meringoff L. K. Influence of the medium on children’s story apprehension // Journal of Educational Psychology. 1980. Vol. 72. P. 240–249.

28. Meyrowits J. Multiple media literacies // Journal of Communication. 1985. Vol. 48 (1). P. 56–68.

29. McQuail D. Audience analyses. Thousand Oaks: Sage, 1999. 176 p.

30. Michel B. Emotionenbei der Rezaption von TV-Nachrichten. Universitaet Saarbruecken: Unveroeffentlichte Diplomarbeit, 2002. P. 47–54.

31. Phillips D. P. Teenage and adult temporal fluctuation in suicide and auto fatalities // Suicide in the young / H. D. Sudak (Ed.). Boston: John Wright, 1984. 400 p.

32. Postman N. The disappearance of childhood. N.Y.: Delacorte, 1982. 178 p.

33. Rice M. L., Huston A. C., Truglio R., Wright J. Words from «Sesame Street»: Learning vocabulary while viewing // Developmental Psychology. 1990. Vol. 26 (3). P. 421–428.

34. Salomon G. Television Watching and Mental Effort: A Social Psychological View // Children’s Understanding of Television / J. Bryant, D. R. Anderson (Ed.). N. Y.: Academic, 1977. 384 р.

35. Schramm W., Lyle J., Parker E. Television in the Lives of our Children. Stanford: Stanford University Press, 1961. 324 p.

36. Stephenson W. Play Theory of Mass Communication. Chicago: University of Chicago Press, 1967. 210 p.

37. Stipp H. Neue Techniken. Neue Zuschauer? // Media Perspektiven. 1989. B. 3. P. 164–167.

38. Van Evra J. Television and child development. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1997. 294 p.

39. Zohoori A. A cross-cultural analysis of children’s TV use // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1988. P. 105–113.

40. Verhagen T., Feldberg F., van den Hooff D., Meents S., Merikivi J. Understanding users’ motivations to engage in virtual worlds: A multipurpose model and empirical testing // Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28. P. 484–495.

41. Wu J.-H., Tennyson R. D., Hsia T.-L. A study of student satisfaction in a blended e-learning system environment // Computers & Education. 2010. Vol. 55. No 1. 155–164.


Для цитирования:


Маховская О.И., Марченко Ф.О. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АМОРТИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. Образование и наука. 2016;(3):70-89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-70-89

For citation:


Makhovskaya O.I., Marchenko F.O. PSYCHOLOGICAL AMORTIZATION FACTORS FOR MEDIA IMPACT IN DEVELOPMENT OF CHILDREN FROM DIFFERENT SOCIAL GROUPS. The Education and science journal. 2016;(3):70-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-70-89

Просмотров: 914


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)