Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНФАНТИЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105

Аннотация

Цель статьи – теоретически определить и операционализировать конструкт «инфантилизм». Исследуется содержание теоретического конструкта «инфантилизм». 

Использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез. Анализируются возрастной и содержательный критерии разделения детства и взрослости. Описаны проявления, трактующиеся как инфантильные для взрослого возраста. 

Результаты исследования. Устанавлены характерные признаки инфантилизма взрослого человека в современных условиях с учетом возрастания интенсивности информационных потоков и социально-экономических изменений. Сформулировано определение, которое включает в себя конкретные его характеристики. Инфантилизм определен как личностная организация, включающая черты и модели предыдущего возрастного периода, не адекватные для настоящего возрастного этапа, с акцентом на незрелости эмоционально-волевой сферы. 

Научная новизна исследования заключается в том, что в качестве основных психологических характеристик взрослости описаны рефлексия, потребность ктруду ипрофессиональной деятельности, наличие профессионального самоопределения, владение трудовыми навыками, потребность в самореализации, сформированность эмоционально-волевой сферы. Объективными характеристиками взрослости выступают переход кэкономической и территориальной независимости от родительской семьи, а также освоение новых социальных ролей, таких как работник, супруг, родитель. Выделены два варианта возможной операционализации понятия: объективный (наличие / отсутствие в реальной жизни человека объективных критериев взрослости) и субъективный (самоотчет о субъективном ощущении наличия / отсутствия психологических характеристик взрослости). 

Практическая значимость статьи заключается в операционализации конструкта «инфантилизм», который в настоящий момент имеет довольно много толкований. Такая операционализация необходима для дальнейшего анализа и проведения различных исследований

Об авторах

Елена Владимировна Сабельникова

Россия

заместитель директора Информационно-координационного центра по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва (РФ).



Наталья Львовна Хмелева

Россия

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Психолого-педагогического факультета Института государственного администрирования, Москва (РФ). 



Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. Москва: Академия, 1999. 672 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. Москва: Наука, 2002. 137–145.

3. АнаньевБ.Г.Структура развития психофизиологических функций человека // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, доп. Москва: Институт практической психологии, 1996. С. 248–254.

4. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристика и условия достижения. Москва: Флинта; Наука, 1998. 168 с.

5. БратусьБ.С.Кпроблеме развития личности взрелом возрасте // Вестник Московского университета: Психология. 1980. No 2. С. 3–12.

6. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. 5-е издание. Москва: Университета РАО, 1999. 176 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1984. Т. 4. 433 с.

8. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. Москва: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

9. ДудьевВ.П.Психомоторика: словарь-справочник. Москва: Владос, 2008. 368 с.

10. Квинн В. Прикладная психология. С.-Петербург: Питер, 2000. 560 с.

11. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. Москва: Независимая фирма «Класс», 2000. 464 с.

12. Клиническая психология: учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского. С.-Петербург: Питер, 2002. 960 с.

13. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. Москва: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.

14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. С.-Петербург: Питер, 2005. 940 с.

15. Краткий психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1985. 431 с.

16. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Сфера, 2001. 464 с.

17. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 144 с.

18. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. Москва: Наука, 1978. С. 156–172.

19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.

20. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. Москва: Эксмо, 2005. 896 с.

21. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. Москва: МГУ, 1981. 84 с.

22. Мухина В. С. Возрастная психология. Москва: Академия, 1999. 456 с.

23. ОбуховаЛ.Ф.Детская (возрастная) психология: учебник. Москва: Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.

24. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинковской. Москва: Академия, 2007. 528 с.

25. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. С.-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

26. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. С.-Петербург: Питер, 2001. 224 с.

27. Селиванов В. В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск: Универсум, 2003. 312 с.

28. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. Москва: Школьная пресса, 2000. 416 с.

29. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2005. 479 с.

30. Штырбул О. Г. Динамика жизненных планов и временной перспективы на разных возрастных этапах // Вопросы психологии. 2010. No 3. С. 11–14.

31. American Psychiatric Association. (1993, March 1). DSM – 1V draft criteria. Washington, DC: Author. 886 p.

32. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision. URL: http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/ 2010/en.

33. Kaufman A. S. Test Review: Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale, Revised. N.Y.: Psychological Corporation, 1981. P. 309–313.

34. Kernberg O. Severe personality disorders: Psychotherapeutic strategies. New Haven: Yale Univ. Press, 1984. 381 p.


Рецензия

Для цитирования:


Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. ИНФАНТИЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Образование и наука. 2016;(3):89-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105

For citation:


Sabelnikova Ye.V., Khmeleva N.L. INFANTILISM: THEORETICAL CONSTRUCT AND OPERATIONALIZATION. The Education and science journal. 2016;(3):89-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-89-105

Просмотров: 2147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)