Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-106-127

Полный текст:

Аннотация

Цель. В статье представлена научная спецификация системно-деятельностного подхода применительно к условиям учебного процесса, направленного на развитие компьютерной компетенции. В исследовании ставилась задача повышения эффективности процесса обучения информационным технологиям будущих педагогов профессионального обучения в области экономики и управления. При этом внимание авторов сфокусировано на том, чтобы максимально задействовать творческий потенциал обучающихся за счет применения модели управляемого творческого процесса. 

Результаты. Исследование проводилось на базе РГППУ, основными методами исследования являлись метод наблюдения, анкетирования и беседы. По результатам исследования производились уточняющие шаги в области технологии организации учебного процесса, подходов и методик, разрабатывались дидактические материалы и учебные пособия, что привело к существенному улучшению результатов образовательного процесса, основной целью которого было повышение качества формирования компьютерной компетенции. 

Научная новизна. Хотя отдельные элементы данного исследования уже фигурировали в научной литературе, но в такой комбинации, применительно к данной методике организации учебного процесса, с обоснованием пользовательской компьютерной герменевтики (термин впервые используется в такой дефиниции) исследования еще не проводились. 

Практическая значимость работы уходит корнями в проблему развития компьютерной компетенции будущих педагогов профессионального образования, играющих ключевую роль в развитии непрерывного образования в условиях всеобщей компьютеризации и масштабного развития глобальной сети. 

Об авторах

Елена Е. Неупокоева

Россия

старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ) 



Николай Кузьмич Чапаев

Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). 



Список литературы

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://gigabaza.ru/ doc/97307-pall.html (дата обращения 21.01.2016)

2. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. 152 с.

3. Деятельность-продукт: алгоритм реализации системно-деятельностного подхода в подготовке преподавателя иностранного языка / И. Н. Кукушкина, О. А. Саенко, Н. П. Степанова // Magister Dixit. 2013. No 2. С. 129–135.

4. ИльясовИ.И., ГалатенкоН.А.Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей. Москва: Логос, 1994. 208 с.

5. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. No 1. С. 3–6.

6. Неупокоева Е. Е. Интегративный подход к созданию электронных учебных пособий студентами экономического профиля педагогической профилизации // Акмеология профессионального образования: материалы 12-й Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12– 13 марта 2015 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогичекий университет, 2015. С. 231–236.

7. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. С.-Петербург: Речь; Институт Тренинга, 2006. 256 с.

8. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. No 3. С. 164–168.

9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. Москва: Радио и связь, 1993. 278 с.

10. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. Москва: Сфера, 2004. 448 с.

11. Тоистеева О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Педагогическое образование в России. 2013. No 2. С. 198–202.

12. ФедуловаК.А.Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к компьютерному моделированию: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014. 210 с.

13. Чапаев Н. К., Вайнштейн М. Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография. Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО; ИРРО. 2007. 404 с.

14. Чошанов М. А., Дидактика и инженерия. 2-е изд. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2013. 248 с.

15. Шульга Е. Н. Компьютерная герменевтика: искусственный интеллект ивычислительная герменевтика // Вопросы философии. 1968. No2. С. 97–106.

16. A Definition of Systems Thinking: A Systems Approach – Ross D. Arnold, Jon P. Wade // Procedia – Computer Science. 2015. Vol. 44. P. 669–678.

17. Binet A. L’Etude experimentale de l’intelligence. Paris: A. Costes, 1922. P. 334.

18. Boles S. A model of routine and creative problem solving // Journal of Creative Behavior. 1990.Vol. 24. No 3. P. 171–189.

19. De Bono E. Lateral thinking Creativity step by step. Harper Colophon. 2015. P. 300.

20. De Bono E. Six thinking Hats. Mamaroneck. N. Y.: The International center for Creative thinking, 1985. P. 192.

21. Klementa M., Chráskab M., Procedia S. Explanation of instruments and procedures used by the recipients of education in order to build their own learning network, based on the generic model cognitive process // Social and Behavioral Sciences. 2015. No 174. P. 1614–1622.

22. Kneller G. F. Art of Science and Creativity. International Thomson Publishing, 1965. – P. 106.

23. Kissb G., Gastelú C. A. T., Domínguez A. L. Level of ICT competencies at the university // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No 174. P. 137–142.

24. Sapp D. David. The point of creative frustration and creative process: a new look at old model // Journal of Creative Behavior. 1992 No 26 (1). P. 21–28.

25. Surej P. John. The integration of information technology in higher education: A study of faculty’s attitude towards IT adoption in the teaching process // Contaduría y Administracion. 2015. Vol. 60, Supplement 1, October–December. P. 230–252.

26. Suwatthiponga C., Thangkabutraa T., Lawthongb N. A Proposed Model of Knowledge Sharing to Develop Educational Computer Standardized Test in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 93–97.

27. Wallas G. The Art of Thought. Kent, England: Solis Press, 1926. P. 188.


Для цитирования:


Неупокоева Е.Е., Чапаев Н.К. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Образование и наука. 2016;(3):106-127. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-106-127

For citation:


Neupokoeva Y.E., Chapaev N.K. SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH TO THE PROBLEMS SOLUTION OF COMPUTER COMPETENCE DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(3):106-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-106-127

Просмотров: 472


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)