АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КАЧЕСТВА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-19-32
Аннотация
Цель статьи – анализ места и роли научной категории и прикладного понятия «качество», квалитологии как триединой науки о качестве, управлении качеством, оценке качества в современных глобальных процессах, а также в процессе принятия конкретных управленческих решений.
В работе использовалась методология междисциплинарного подхода к анализу категории «качество», методы теоретического анализа, синтеза и обобщения.
Анализ понятия «качество» осуществлялся в увязке с глобальными процессами и тенденциями в экономике, кризисными явлениями в мире и формирующимся новым технологическим укладом. Детально рассмотрен теоретический фундамент, который может быть положен в основание дальнейшего развития теории качества и способен придать квалитативный характер преобразованиям в социальной и экономической сферах.
Результаты. Обозначены тенденции, риски, проблемы и предложения относительно практического применения тех или иных концепций качества и подходов к его обеспечению. Показано авторское видение дальнейшего развития направления, связанного с качеством, в том числе в международном преломлении.
Научная новизна состоит в определении потенциала квалитологии в решении сложных теоретических и практических задач, ее места среди формирующейся новой классификации классических и неклассических наук. Выделены перспективные направления развития теории качества применительно к сфере экономики, социальной сфере и сфере образования.
Практическая значимость состоит в рекомендациях по использованию предлагаемых идей, касающихся пересмотра управленческих подходов к принятию решений, организации исследований и обучения в области качества.
Об авторах
В. П. ПанасюкРоссия
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической деятельности,
Санкт-Петербург
А. Лымарь
Польша
доктор социологии, про-декан Гданьского факультета социального образования, руководитель кафедры наук о безопасности,
Познань
Список литературы
1. Антология русского качества / под ред. В. В. Бойцова, Ю. В. Крянова. Москва: Стандарты и качество, 2000. 432 с.
2. Богачек И. А. Философия управления: Очерки профессионального управленца. С.-Петербург: Наука, 1999. 232 с.
3. Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто и В. А. Шамахова. С.-Петербург: Астерион, 2013. 414 с.
4. Воронин В. Г., Кузнецова С. В. Управление качеством продукции через концепцию потребительной стоимости // Стандарты и качество. 2007. № 2. С. 82–85.
5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. К разработке организационно-педагогической модели управления процессами самоорганизации образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. Т. 4. С. 32–34.
6. Жаркова Е. Л., Донина О. И. «Философия» качества в международных стандартах и новых концепциях управления качеством // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ульяновск: Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова, 2012. С. 438–446.
7. Кобилев А. Г., Зеленская О. А. Формирование и функционирование современных промышленных кластеров. Новочеркасск: Лик, 2011. 212 с.
8. Ковальчук О. В., Панасюк В. П. О политике качества общего образования // Стандарты и качество. 2014. № 7 (925). С. 76–79.
9. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644).
10. Панасюк В. П. Образованность выпускника школы как интегрированный результат и показатель эффективности ее работы (статья) // Традиции гуманизации в образовании: 3-я Международная научная конференция памяти Г. В. Дорофеева: сборник материалов, Москва, 23 июня 2014 г. / сост. Е. А. Седова, О. О. Петрашко. Москва: Вентана-Граф, 2014. С. 13–15.
11. Самуилова А. С. Особенности формирования современных концепций управления качеством товаров и услуг // В мире научных открытий. 2010. № 4–10. С. 111–112.
12. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. 7-е изд., стереотип. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 95 с.
13. Соляник А. И., Кравец О. Я. Анализ системных концепций, исследований и разработок в области управления качеством социально-экономической системы // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 2.1. С. 204–207.
14. Субетто А. И. Качество жизни: грани проблемы. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 170 с.
15. Субетто А. И. Квалитология образования. С.-Петербург; Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
16. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 112–132.
17. Чуб Н. А. Инновационное развитие России в условиях перехода к новому технологическому укладу // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). 2014. № 2. С. 65–70.
18. Fedorov V. A., Davydova N. N. Control of the research and education network development in modern socio-pedagogical conditions // Scientific Bulletin of National Mining University. 2014. № 2. Р. 126–133.
19. Lymar A. Aspekt kulturologiczny procesów integracyjnych w kształceniu // Miedzy kulturami. Edukacja w wielokulturowej rzeczywistosci. Pod. red. Ewy Dambrowy I inn. APS, Warszawa. 2009. Р. 46–54. ISBN 978–83–7204–863–9.
20. Lymar A. Integracja w dziedzinie oświaty jako czynnik bezpieczeństwa we współczesnym świecie: mity, wartości, rzeczywistość // Edukacja w spoleczenstwie «Ryzyka». Red. M. Grozdzicka-Piotrowska, Poznan, Wyd.WSB, 2006. T. 10. Р. 383–385. ISBN 10-83-922909-5-x; ISBN 13-978-83-922909-5-7.
Рецензия
Для цитирования:
Панасюк В.П., Лымарь А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КАЧЕСТВА. Образование и наука. 2016;(4):19-32. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-19-32
For citation:
Panasyuk V.P., Lymar A. ACTUAL PROBLEMS OF THE THEORY OF QUALITY. The Education and science journal. 2016;(4):19-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-19-32