ПОСТРОЕНИЕ РЕЙТИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ИЗМЕРЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-46-64

Полный текст:


Аннотация

Цель работы – теоретическое обоснование и описание апробации методики измерения уровня оказания образовательных услуг, качества образования и рейтингования профессиональных образовательных организаций (ПОО).

Методология и методы. Основу методологии проведенного авторами исследования составили положения системного подхода, исследования по схематизации и моделированию педагогических объектов, положения теории измерения латентных переменных. В качестве основных методов исследования применялись анализ, синтез, сравнительный анализ, статистические методы обработки результатов исследования.

Результаты. Проведен сравнительный анализ потенциалов квалитативного подхода и возможностей применения основных положений теории измерения латентных переменных при оценивании качества образования и построении рейтингов исследуемых объектов. Изложена методика измерения уровня оказания образовательных услуг при построении рейтинга профессиональных образовательных организаций.

Научная новизна. Исследованы педагогические возможности теории измерения латентных переменных, обозначены принципы построения рейтингов профессиональных образовательных организаций.

Практическая значимость. Разработан операциональный конструкт латентной переменной «качество образования» для среднего профессионального образования (СПО), апробированный в Пермском крае, который может служить базой формирования подобных конструктов для построения рейтинга профессиональных образовательных организаций в других регионах.


Об авторах

Н. Е. Эрганова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии,

Екатеринбург



Л. В. Колясникова
Российский государственный профессионально-педагогического университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела оценки качества и развития образовательных программ,

Екатеринбург 



Список литературы

1. Аверкин В. Н., Каплунович Т. А., Осипов А. А. Рейтингование в сфере образования как фактор эффективного управления реализацией образовательной политики // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 74–87.

2. Агранович М. Л. Зачем нам рейтинги и как с ними бороться // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 19–26.

3. Косарецкий С. Г., Седельников А. А. Нормативное регулирование независимой оценки качества образования в Российской Федерации // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 38–50.

4. Кулемин Н. А. Квалиметрический мониторинг управления качеством образования: концепция, технология, модель. Москва; Ижевск: Алфавит, 2000. 187 с.

5. Маслак А. А., Данилов А. А. Разработка методики измерения качества образования в школе: методические рекомендации. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2009. 67 с.

6. Мерцалова Т. А. Региональные стратегии развития независимого рейтингования // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 51–73.

7. Поздняков С. А. Метод и алгоритмы измерения латентных переменных при управлении в образовательных системах: дис. … канд. тех. наук. Курск, 2009. 168 с.

8. Принципы рейтингования в образовании в Российской Федерации (для образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей) // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 11–18.

9. Рачевский Е. Л., Болотов В. А., Чепурных Е. Е., Усачева А. А. Публичные рейтинги в образовании: оценка качества и качество оценки // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. Москва: Высшая школа экономики, 2014. С. 5–9.

10. Третьякова Т. В. Система оценки качества образования и ее построение в регионах с территориальными и национальными особенностями: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Якутск, 2010. 45 с.

11. Эрганова Н. Е., Колясникова Л. В., Игонина Е. В. Теоретические и практические аспекты выявления и оценивания качества образования в школе // Образование и наука. 2014. № 3. С. 35–48.

12. Эрганова Н. Е., Колясникова Л. В., Игонина Е. В. Теоретические и практические аспекты выявления и оценивания качества образования в школе // Образование и наука. 2014. № 4. С. 91–112.

13. Andrich D. Advanced Social and Educational Measurement. Perth: Murdoch University, 2001. 128 p.

14. Bond T. G., Fox C. M. Applying the Rasch model. Fundamental Measurement in the Human Sciences. Mahwah, New Jersy: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2001. 255 p.

15. Getting Started RUMM 2010. RaschUnidimensional Measurement Models. Pert: RUMM Laboratory Ltd, 2001. 87 p.

16. Ingebo G. S. Probability in the Measure of Achievement. Chicago: MESA Press, 1997. 148 p.

17. Maslak A. A., Karabatsos G., Anisimova T. S., Osipov S. A. Measuring and Comparing Higher Education Quality between Countries Worldwide // Journal of Applied Measurement, 2005. V. 6, № 4. P. 432–442.

18. Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests (Expanded edition, with foreword and afterword by Benjamin D. Wright). Chicago: University of Chicago Press, 1980. 199 p.

19. Smith E. V., Smith M. S. Introduction to Rush Measurement. Theory, models and applications. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2004. 689 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Эрганова Н.Е., Колясникова Л.В. ПОСТРОЕНИЕ РЕЙТИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ИЗМЕРЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ. Образование и наука. 2016;(4):46-64. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-46-64

For citation: Erganova N.E., Kolyasnikova L.V. RATING CREATION FOR PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON THE ITEM RESPONSE THEORY. The Education and science journal. 2016;(4):46-64. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-46-64

Просмотров: 320

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)