СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-80-94
Аннотация
Цель статьи – представить результаты исследования связи эмоционального интеллекта с эмоциональным выгоранием у студентов педагогического вуза и раскрыть особенности этой связи.
Методология исследования. Теоретико-методологическими основами работы явились концепции «ЭмИн» Д. В. Люсина и «MBI» (К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой), идеи Д. Гоулмана, Р. Купера, а также подходы к исследованию эмоционального интеллекта П. Салоуэя и Дж. Мэйера.
Результаты. Получены и описаны данные о корреляции эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у студентов педагогических специальностей. Выявлены фазы проявления выгорания и уровни сформированности интеллекта. Изложенное исследование вносит вклад в дальнейшее изучение эмоционально-волевой сферы юношей и девушек, расширяет представления о природе эмоционального интеллекта и синдрома выгорания и дает возможность наметить дальнейшие направления профилактики и коррекции данного синдрома у студентов через развитие их эмоционального интеллекта. Эти мероприятия позволят включить внутренние ресурсы для повышения стрессоустойчивости, что будет способствовать успешности и конкурентоспособности личности в современном мире.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые рассматривается связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у молодых людей студенческого возраста. Результаты эмпирической части работы доказывают наличие обратной зависимости эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта, что позволяет в дальнейшем проводить более глубокие исследования в данной сфере.
Практическая значимость. Представленные материалы можно использовать в практической деятельности психологов для разработки коррекционно-развивающих программ эмоционального состояния студентов.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ВоробьеваРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и права,
Екатеринбург
Список литературы
1. Андреева И. Н. О становлении понятия эмоциональный интеллект // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–93.
2. Александрова Н. П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии администрирования. Серия: философские, социал. и естественные науки. 2011. № 5. с. 85–91
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / под ред. В. В. Бойко. СПб., 1999. 112 с.
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: профилактика и диагностика. С.-Петербург: Питер, 2005. 336 с.
6. Воробьева М. А. Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика. Екатеринбург: УрГИ, 2006. 133 с.
7. Выгодский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии.1968. № 2.
8. Гоулман Д. С чего начинается лидер / пер. с англ. А. Лисицыной. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. 232 с.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. Москва: АСТ; Хранитель, 2008. 478 с.
10. Гоулман Д. Деструктивные эмоции // пер. с англ. О. Г. Белошеев. Москва: Попурри, 2005. 167 с.
11. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 35–43.
12. Кутеева В. П., Юлина Г. Н, Рабаданова Р. С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 56–61.
13. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
14. Люсин Д. В. Современное представление об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН. 2004. С. 29–36.
15. Люсин Д. В., Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. № 17. С. 3–23.
16. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. Москва: Институт психологии РАН, 2005. 238 с
17. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1, т. 22. С. 90–101.
18. Солодкова Т. И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореф. дис. … кандидата психологических наук. Иркутск. 2010 г.
19. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. Москва: Гардарики, 2005. 349 с.
20. Pines A. A cross-cultural investigation of social support and burnout // European Psychologist. December 2002. Vol. 7. № 4. Р. 256–264.
Рецензия
Для цитирования:
Воробьева М.А. СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2016;(4):80-94. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-80-94
For citation:
Vorobyeva M.A. CONNECTION OF THE EMOTIONAL INTELLECT AND THE EMOTIONAL BURNOUT OF STUDENTS. The Education and science journal. 2016;(4):80-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-80-94