Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-155-170

Аннотация

Цель исследования – определение влияния занятий музыкой на темп формирования когнитивных функций у детей младшего школьного возраста с нормативным развитием и детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Методика исследования. В исследовании использовалась комплексная детская нейропсихологическая методика, разработанная в Лаборатории нейропсихологии МГУ под руководством Т. В. Ахутиной.

Результаты. Качественный и количественный анализ результатов, полученных в процессе нейропсихологического исследования, показал, что занятия музыкой в течение одного года достоверно влияют на увеличение темпа когнитивного развития детей с нормативным развитием, что проявляется в более быстром формировании у них кинетических и кинестетических функций, межполушарного взаимодействия, способности к восприятию и воспро- изведению ритмических структур. Исследование влияния обучения игре на музыкальных инструментах в течение двух лет на когнитивное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выявило достоверно большую сформированность функций программирования и контроля произвольной деятельности, кинетических функций, межполушарного взаимодействия, способности к восприятию и воспроизведению ритмов по образцу, слухоречевой памяти. Это свидетельствует о более быстром протекании у детей, занимающихся музыкой, компенсаторных процессов и формировании у них ряда когнитивных функций.

Научная новизна. Получены статистически подтвержденные данные о коррекционно-развивающем влиянии занятий музыкой на когнитивное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Практическая значимость. Материалы исследования могут применяться практическими психологами при составлении программ комплексной коррекционной помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Об авторах

М. Е. Пермякова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии,

Екатеринбург



Е. С. Ткаченко
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Россия

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-методического отдела инклюзивного образования,

Новосибирск



Список литературы

1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Москва: В. Секачев, 2008. 128 с.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. С.-Петербург: Питер, 2008. 320 с.

3. Глозман Ж. М., Павлов А. Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 35–46.

4. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.

5. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта / пер. с англ. Л. М. Щукин. Минск: Попурри, 1999. 320 с.

6. Маляренко Г. Ю. Музыка и мозг ребенка. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 1988. 94 с.

7. Маляренко Т. Н., Кураев Г. А., Маляренко Ю. Е. Развитие электрической активности мозга у детей 4-х лет при пролонгированном усилении сенсорного притока с помощью музыки // Физиология человека, 1996. Т. 22, № 1. С. 82–87.

8. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. С.-Петербург: Питер, 2008. 288 с.

9. Панюшева Т. Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований // Асимметрия. 2008. Т. 2, № 2. С. 41–54.

10. Пермякова М. Е. Влияние занятий музыкой на психическое развитие ребенка // Психологический вестник Уральского федерального университета: сб. статей: вып. 10. Екатеринбург: УрГУ, 2013. С. 226–234.

11. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. Москва: Академический проект; Трикста, 2008. 400 с.

12. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.

13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / отв. ред. Э. А. Голубева и др. Москва: Наука, 2003. 379 с.

14. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. С.-Петербург: Союз художников, 2002. 236 с.

15. Gaab N., Tallal P., Kim H. et al. Neural Correlates of Rapid Spectrotemporal Processing in Musicians and Nonmusicians. Neuroscaiences and Music II: From Perception to Performance. 2005. P. 82–88. Available at: http://onlinelibrari.wiley.com/doi/10.1196/annals.1360.040/full

16. (Accessed 1 September 2015).

17. Yim-Chi Ho, Mei-Chum Cheung, Agnes S. Chan. Music training improves verbal but not visual memory: Cross-sectional and Longitudinal explorations in children. Neuropsychology. 2003. Vol. 17, № 3. P. 439–450. Available at: http://www.researchgate.net/publication/10578556_Music_improves_verbal_but_not_visual_memory_Cross_sectional_and_Longitudinal_explorations_in_children (Accessed 2 September 2015).

18. Pantev C., Paraskevopoulos E., Kraneburg F. et al. Musical expertise is related to neuroplastic changes of multisensory nature within the auditory cortex. European Journal of Neuroscience. 2015. Vol. 41. P. 709–717. Available at: http://www.researchgate.net/profile/Christo_Pantev/publictions. (Accessed 1 September 2015)


Рецензия

Для цитирования:


Пермякова М.Е., Ткаченко Е.С. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ НА КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Образование и наука. 2016;(4):155-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-155-170

For citation:


Permiakova M.E., Tkachenko E.S. MUSIC CLASSES INFLUENCE ON THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The Education and science journal. 2016;(4):155-170. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-155-170

Просмотров: 3373


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)