Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-171-185

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – теоретически обосновать измерительный инструментарий для диагностики профессионально значимых лидерских качеств педагога.

Методология и методы. Исследование проводилось на базе системного и деятельностного подходов. Первый позволил разработать состав комплекса профессионально значимых лидерских качеств педагога. В рамках второго с позиций системогенеза профессиональной деятельности рассматривались способности и индивидуальные черты лидера, их проявление и развитие. При определении понятия «профессионально значимые лидерские качества педагога» и разработке его компонентной структуры использовались методы контент-анализа и содержательно-логических пересечений.

Результаты. Выделены критерии и показатели диагностики профессионально значимых лидерских качеств у студентов педагогического колледжа, охарактеризованы используемые в диагностических процедурах методы.

Научная новизна. Дано авторское определение «профессионально значимые лидерские качества педагога», раскрыта суть этих качеств.

Практическая значимость. Материалы статьи будут интересны для исследователей, аспирантов и магистрантов образовательных учреждений и отделений педагогического профиля. Описанный диагностический инструментарий может быть использован при аттестации педагогов для оценки их лидерских качеств.

Об авторе

Н. В. Кубарькова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Тульский педагогический колледж
Россия

аспирант кафедры педагогики и психологии дисциплин начального образования;

преподаватель,

Тула



Список литературы

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия, 2001. 264 с.

2. Демидов И. В. Логика: учебное пособие для юридических вузов / под ред. Б. И. Каверина. Москва: Юриспруденция, 2000. 208 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., испр. Москва: Академия, 2006. 208 с.

4. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, с учетом функций, определенных Положением о министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 // Официальные документы в образовании. 2005. № 32 (208), ноябрь.

5. Кричевский Р. Л., Битянова М. Р. Психологические характеристики классного руководителя как фактор удовлетворенности учащихся коллективом // Новые исследования в психологии. 1988. № 2. С. 57–82.

6. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. Москва: МГУ, 1991. 207 с.

7. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. Москва: МГУ, 1985. 223 с.

8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: учебное пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2001. 318 с.

9. Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Ленинград: Лениздат, 1974. 168 с.

10. Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург, 1997. 688 с.

11. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.

12. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. Москва: Просвещение, 1994. 215 с.

13. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. 192 с.

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. Москва: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

15. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

16. Орлов А. А. Теоретико-методологические основы разработки системы оценивания качества педагогической подготовки будущего учителя // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Конкурс грантов 2002 года. Екатеринбург: УрГУ, 2005. С. 104–107.

17. Орлова Л. А. Развитие субъектной познавательной позиции студентов на основе технологии «активное исследование» // Эмиссия офлайн. 2011, декабрь. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1688.htm (дата обращения 5 ноября 2015).

18. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. Москва: Мысль, 1971. 351 с.

19. Петровский А. В. Общая психология. Москва: Просвещение, 1986. 464 с.

20. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 29–41.

21. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: УРАО, 2002. 160 с.

22. Профессиональный стандарт педагога. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 5 ноября 2015)

23. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. Москва: ВЛАДОС, 1997. 494 с.

24. Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. 2008. № 5. С. 29–37.

25. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. Москва, 1977. С. 77–86.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»; Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo (дата обращения 05 ноября 2015)

27. Философия / отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 576 с.

28. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Москва: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.

29. Челпанов В. Г. Учебник логики. Москва: Научная библиотека, 2010. 128 c.

30. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука, 1982. 184 с.

31. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 1996. 320 с.

32. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В. Б. Шапаря. 4-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 806 с.

33. Юзефавичус Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учебное пособие для преподавателей и студентов. Москва: Просвещение, 1998. 184 с.

34. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Академкнига ИКЦ, 2003. 596 с.


Для цитирования:


Кубарькова Н.В. РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА. Образование и наука. 2016;(4):171-185. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-171-185

For citation:


Kubarkova N.V. DEVELOPMENT OF CRITERIA FOR EVALUATION OF THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT LEADERSHIP QUALITIES AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE. The Education and science journal. 2016;(4):171-185. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-171-185

Просмотров: 512


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)