МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ ЭКОРАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-25-40
Аннотация
Цель. В статье раскрываются методологические основы формирования экологической культуры школьников как инновационной подготовки для устойчивого будущего. Авторы учитывают международный и отечественный опыт, связный с опережающим развитием экологической культуры как образовательного ресурса адаптации социума к экологическим ограничениям, рискам, кризисным ситуациям и к современным консолидированным действиям, обеспечивающим устойчивую эволюцию цивилизации.
Методология и методика исследования. С позиций идей экоразвития (ноосферы, коэволюции, устойчивого развития) и совокупности аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, коэволюционного, культурно-экологического подходов разработан методологический базис построения модели формирования экологической культуры школьников. Обоснованный методический базис позволил сконструировать педагогическую модель формирования экологической культуры школьников, включающую взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.
Результаты и научная новизна. В статье отражены результаты многолетних исследований авторов в области экологического образования. Дана характеристика экологической культуры обучающихся как цели образования, базирующегося на идеях экоразвития. Показано, что обретение такой культуры ориентирует обучающихся на новые ценности, жизненные смыслы, способы эколого-ориентированных действий и поведения, изменяющие установки потребительского общества и обеспечивающие развитие у подрастающего поколения коэволюционных, духовных установок в условиях постиндустриального общества. Представлена авторская модель формирования экологической культуры школьников, в которой сопряжены философско-методологический, теоретико-методологический и педагогический компоненты, что обеспечивает ее иерархичность и целостность. Раскрыт педагогический инструментарий оценки иохарактеризованы уровни сформированности экологической культуры.
Практическая значимость. Предложены пути реализации концептуальных аспектов экологического образования в школьной практике. Описано существующее методическое сопровождение формирования экологической культуры школьников: программы, учебники, учебные и методические пособия для учащихся и учителей, изданные в центральных и региональных издательствах России. Разработанная авторская модель и ее методическое сопровождение позволяют педагогам осуществлять свою деятельность в инновационном режиме и реализовать новый социальный заказ на образование в области окружающей среды.
Об авторах
Наталья Федоровна ВинокуроваРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Нижний Новгород (РФ).
Вера Викторовна Николина
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования, Нижний Новгород (РФ).
Ольга Евгеньевна Ефимова
Россия
аспирант кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Нижний Новгород (РФ).
Список литературы
1. Алексеев С. В. Непрерывное экологическое образование педагога – необходимое условие эффективности развития экологической культуры молодежи // Экологическое образование. 2014. No 3. С. 10–13.
2. Винокурова Н. Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. 2012. No 5. С. 21–26.
3. Винокурова Н. Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии: материалы межвузовской научно-практической конференции: сборник статей. С.-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2004. С. 12–15.
4. Винокурова Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: учебник для 10–11-х классов. Москва: Просвещение, 2001.
5. Геоэкология окружающей среды: 10–11-е классы: учебное пособие / Н. Ф. Винокурова, Б. И. Кочуров, Н. Н. Копосова, В. М. Смирнова. Москва: Вентана-Граф, 2010. 136 с.
6. Глуздов В. А., Винокурова Н. Ф., Николина В. В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. 2004. No 4. С. 42–47.
7. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов на Дону: Феликс, 1996.
8. Доклад о мировом развитии «Риски и возможности: управление рисками в интересах развития». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2014.
9. Доронина О. Д., Кузнецов О. Л., Рохианин Ю. А. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. Серия: Подходы и решения / под. ред. Н. Ф. Измерова. Москва: РАЕН; 2005. 247 с.
10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. No 9. С. 38.
11. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. / под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета Москва: Прогресс, 1989. 376 с.
12. Николина В. В., Винокурова Н. Ф., Камерилова Г. С., Картавых М. А., Демидова Н. Н. Нижегородской научная школа непрерывного экологического образования // Высшее образование в России. 2011. No 7. С. 46–52.
13. Природопользование: пробный учебник для 10–11-х классов профильных школ / Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина, В. И. Сиротин, В. М. Смирнова. Москва: Просвещение, 1995.
14. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. Москва: Смысл, 2000. 456 с.
15. Fenwick T. J. Expanding conceptions of experiential learning: a review of the five contemporary perspectives on cognition // Adult Education Quarterly, 2000. Vol. 50. No 4. Р. 243–272.
16. Jacob E. Qualitative research traditions: a review // Review of Educational Research. 1987. Vol. 57, No 1. Р. 1–50.
17. Knapp D., Barrie E. Content evaluation of an environmental science field TRIP // Journal of Science Education and Technology. 2001. Vol. 10, No 4. Р. 351–357.
18. Lee C. D. 2008 Wallace foundation distinguished lecture – the centrality of culture to the scientific study of learning and development: how an ecological framework in education research facilitates civic responsibility // Educational Researcher. 2008. Vol. 37, No 5. Р. 267–279.
19. Tavstukha O. G., Muratova A. A. Updating of education for sustainable development by the ideas of humanitarization, meta-subject and futuristic orientation // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Vol. 14, No 6. Р. 847– 851.
Рецензия
Для цитирования:
Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ ЭКОРАЗВИТИЯ. Образование и наука. 2016;(5):25-40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-25-40
For citation:
Vinokurova N.F., Nikolina V.V., Efimova O.E. METHODOLOGICAL BASES OF ECOLOGICAL CULTURE FORMATION OF PUPILS ON THE BASIS OF ECO-DEVELOPMENT IDEAS. The Education and science journal. 2016;(5):25-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-25-40