ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-83-96
Аннотация
Цели исследования – изучение особенностей профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению, и проектирование программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
Методы и методики исследования. Использовались методы теоретического анализа, эмпирические методы и следующие методики: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор – А. Н. Орел; опросник Е. А. Климова «Информированность о мире профессий»; опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой; анкета для определения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н. С. Пряжникова, а также методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
Результаты. Выявлены возрастные различия некоторых компонентов профессионального самоопределения подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению. Предложен проект программы психолого-педагогического сопровождения подростков с низким уровнем сформированности компонентов профессионального самоопределения.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении научных представлений о психологических особенностях подростков, склонных к девиантным формам поведения; предложены пути совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения таких подростков в условиях нестабильности общества.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные послужили основанием для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков разного возраста. Материалы статьи можно использовать в консультативной деятельности психологов, занятых в сфере образования, при построении программ профилактики девиантного поведения подростков, решении практических задач их профессионального самоопределения.
Об авторе
Галина Николаевна ЖулинаРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной и возрастной психологии, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону (РФ).
Список литературы
1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. Москва: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». 1993. 198 с.
2. Головей Л. А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы // На пороге взросления: сборник научных статей / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. Москва: МГППУ, 2011. С. 62–77.
3. Жолудева С. В., Жулина Г. Н. Особенности взаимосвязи отношений с родителями и профессиональных установок в юношеском возрасте // Вестник Челябинского педагогического университета. 2016. No 2. С. 126–131.
4. Жулина Г. Н., Василенко Ю. А. Психологическая готовность подростков к профессиональному самоопределению // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. No 1. С. 203–206.
5. Жулина Г. Н., Лобода Т. В. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. No 1 (33). С. 104–112.
6. Жулина Г. Н., Паршина А. В. Проблема мотивации девиантного поведения подростков // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 2013. No 1. С. 62–66.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Москва: Академия, 2009. 240 с.
8. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК. 2008. 256 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия. 2004. 304 с.
10. Майсак Н. В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва. 2001. 25 с.
11. Моисеева С. И. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения в современных социально-экономических условиях: авторефер. дис. ... канд. психол. наук. С.-Петербург. 2003. 22 с.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва: Академия. 2007. 501 с.
13. Свеженцева Н. С. Личностные особенности младших подростков с девиантным поведением // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. No 34–2. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-mladshih-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem (дата обращения: 10.12.2015).
14. Тоистеева О. С. Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения // Педагогическое образование в России. 2011. No 4. С. 60–64.
15. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 162 с.
16. Azarova E. A., Zhulina G. N., Mozgovaja N. N., Novokhatko E. N., Shevyreva E. G. Submissions of a teacher of modern Russian pupils // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No 6. S7. Р. 18–26.
17. French S. E., Siedman E., Allen L., Aber J. L. The Development of Ethnic Identity During Adolescence // Developmental Psychology. 2006. Vol. 42. No 1. P. 1–10.
18. Shaffer D. R., Klipp K. Developmental Psychology. Wadsworth: Wadsworth Publishing. 2010. 786 p.
19. Tamayose T. S., Madjidi F., Schmeider-Ramires J., Rice G. T. Important Factors When Choosing a Carreer in Public Health // Californian Journal of Health Promotion. 2004. Vol. 2. Issue l. P. 65–73
20. Wood C., Littleton K., Sheehy K. Developmental Psychology in Action Oxford: Blackwell Publishing, The Alden Group. 2006. 242 p.
Рецензия
Для цитирования:
Жулина Г.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Образование и наука. 2016;(5):83-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-83-96
For citation:
Zhulina G.N. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS INCLINED TO DEVIANT BEHAVIOR. The Education and science journal. 2016;(5):83-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-83-96