ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-97-107
Аннотация
Исследование, изложенное в статье, проводилось с целью выявления особенностей смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем рефлексии.
Методы. Использовались методы эмпирического сбора данных, методы математической статистики (расчет непараметрического U критерия Манна – Уитни для определения значимости различий показателей; расчет критерия Н Краскалла – Уоллеса для определения влияния уровня выраженности рефлексии на смысложизненные ориентации), методы описательной статистики.
Результаты. В исследовании приняли участие 45 девушек и 15 юношей в возрасте 21–22 года. При выраженности различных видов рефлексии у испытуемых отмечен высокий уровень развития некоторых смысложизненных ориентаций, однако эта связь нелинейна. Были установлены влияние уровня выраженности рефлексии на смысложизненные ориентации, его гендерно-специфические и гендерно-неспецифические особенности.
К гендерно-неспецифическим особенностям относятся уровень ретроспективной рефлексии, который обусловливает различную степень удовлетворенности самореализацией, оценку продуктивности и осмысленность пройденного отрезка жизни; уровень ситуативной рефлексии, связанный с пониманием способности индивида к саморегуляции и четкостью представлений о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора; уровень перспективной рефлексии, указывающий на степень успешности прогнозирования вероятных исходов будущей активности и четкость осознания жизненных целей.
Гендерно-специфические особенности связи рефлексии со смысложизненными ориентациями проявляются в том, что у девушек с высоким уровнем интрапсихической рефлексии высока и степень осознания жизненных целей, личностной свободы и самоконтроля. У юношей такая взаимосвязь менее выражена.
Научная и практическая значимость работы заключаются в получении новых данных о взаимосвязи рефлексии как фактора саморегуляции и смысложизненных ориентаций как фактора внешней регуляции жизненной активности у молодежи.
Об авторе
Юлия Ивановна ПоповаРоссия
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, Краснодар (РФ).
Список литературы
1. Жаткина К. А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте // Молодежь и наука: сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электрон. ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/section15.html (дата обращения: 05.02.2015)
2. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. No 5. С. 45–57.
3. Клементьева М. В. Биографическая рефлексия субъекта жизни // Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием) «Идеи О. К. Тихомирова и А. В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (К 80-летию со дня рождения)». (Москва, 30 мая – 1 июня 2013 г.). Москва: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2013. С. 178–182.
4. Клементьева М. В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. No 4. С. 80–93.
5. Ленгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей / пер. с нем. и вступ. ст. С. В. Кривцовой. Москва: Генезис, 2008. 159 с.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. Москва: Смысл, 2000. 18 с.
7. Пашукова Т. И. Формирование мировоззрения и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIV симпозиума. Москва: ПИ РАО, 2009. С. 93–95.
8. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. Москва: Когито-Центр, 2009. 447 с.
9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. Москва: Школьная пресса. 2000. 416 с.
10. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 267 с.
11. Старовойтенко Е. Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. No 4. С. 26–38.
12. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. No 2. С. 74–80.
13. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста / пер. с англ. А. В. Шамрикова. С.-Петербург: Каскад. 2005. 436 с.
14. Brewster S. M. For a Significant Social Psychology: The Collected Writings of M. Brewster Smith. NY: NYU Press, 2003. 306 p.
15. Myers K. C. Reflexive Practice: Professional Thinking for a Turbulent World. Mass, Palgrave Macmillan, 2010. 264 p.
16. Pagis M. Embodied Self-Reflexivity // Social Psychology Quarterly. 2009, Vol. 72, No . 3. Р. 265–283.
17. Shaffer D. Social and Personality Development. Cengage Learning. 2008. 608 p.
18. Taylor C. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge, Harvard University Press, 1989. 624 p.
19. Handbook of Identity: Theory and Research [2 Volume Set]. Ed. by S. J. Schwartz, K. Luyckx, V. L. Vignoles. Publ.: Springer, 2011. 998 p.
Рецензия
Для цитирования:
Попова Ю.И. ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИИ. Образование и наука. 2016;(5):97-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-97-107
For citation:
Popova Yu.I. FEATURES OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS OF YOUNG ADULTS WITH DIFFERENT LEVELS OF REFLEXION. The Education and science journal. 2016;(5):97-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-97-107