Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИЗ ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СТРАНАХ ЕС

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-158-175

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – описание основных положений единой политики поддержки начинающих учителей в странах Европейского союза, в большинстве которых в настоящее время ощущается нехватка педагогических кадров. По разным причинам молодые учителя уходят из профессии, но количество покидающих педагогическое поприще можно существенно сократить, если в начале профессиональной деятельности оказывать им комплексную (личностную, социальную и профессиональную) помощь. Проблема оттока молодых кадров из общеобразовательных школ имеет место и в нашей стране. В связи с этим зарубежный опыт решения данной проблемы весьма актуален. 

Методы. В работе использованы методы анализа, синтеза, обобщения. 

Результаты и научная новизна. На основе содержания документов Европейской комиссии определены основные составляющие рекомендованной к внедрению в странах ЕС программы поддержки начинающих учителей на протяжении индукционного периода. Охарактеризованы необходимые элементы каждой из составляющих индукционной программы, предусматривающей четыре взаимосвязанные системы поддержки: наставничество (менторство), экспертное сообщество, поддержку коллег и саморефлексию. Дано краткое описание этих систем: видов поддержки, целей, ключевых факторов, видов деятельности. Перечислены также общие условия, необходимые для эффективной реализации индукционных программ. 

Практическая значимость. Изложенные в статье материалы исследования могут быть полезны руководителям региональных министерств, территориальных управлений образования, общеобразовательных организаций при разработке системы мер по поддержке молодых учителей. 

Об авторах

Элина Николаевна Яковлева

Россия

кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной работе Государственного гуманитарно-технологического университета, Орехово-Зуево (РФ). 



Ирина Евгеньевна Красилова

Россия

начальник отдела организации научных исследований Государственного гуманитарно-технологического университета, Орехово-Зуево (РФ). 



Список литературы

1. Глущевская Н. В., Сковородкина И. З. К проблеме адаптации к профессиональной среде выпускников педагогических направлений федерального университета // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2014. No 18 (37). С. 90–97.

2. Eisenschmidt E. Implementation of Induction Year for Novice Teachers in Estonia. Dissertations on Social Sciences, 25. Tallinn: Tallinn University Press. 2006 [Electronic resource]. Available at: http://www.ht.ut.ee/sites/default/files/ht/e_eisenschmidt_vaitekiri.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

3. European Commission. Developing coherent and system-wide induction programmes for beginning teachers: a handbook for policymakers. 2010. P. 48 [Electronic resource]. Available at: http://ec.europa.eu/education/library/publications/handbook0410_en.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

4. European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from Commission to the Council and the European Parliament. Brussels: European Commission. 2007. P. 16 [Electronic resource]. Available at: http://www.atee1.org/uploads/EUpolicies/improving_the_quality_of_teacher_education_aug2007.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

5. European Commission. Supporting teacher competence development for better learning outcomes [Electronic resource] // Education and Training. July, 2013. P. 59. Available at: http://ec.europa.eu/education/policy/school/doc/teachercomp_en.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

6. European Union. Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council of 15 November 2007, on improving the quality of teacher education (Official Journal C 300/6, 12.12.2007).

7. European Union. Conclusions of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council of 21 November 2008 on preparing young people for the 21st century: an agenda for European cooperation on schools (Official Journal 2008/C 319/08, 13.12.2008).

8. European Union. Council Conclusions of 26 November 2009 on the professional development of teachers and school leaders (Official Journal 2009/C 302/04, 12.12.2009).

9. Feiman-Nemser S. From preparation to practice: designing a continuum to strengthen and sustain teaching // Teachers College Record. 2001. Vol. 103. No6. Р. 1013–1055 [Electronic resource]. Available at: http://www.brandeis.edu/mandel/questcase/Documents/Readings/Feiman_Nemser.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

10. Fletcher S. J., Mullen C. A. The SAGE handbook of mentoring and coaching in education, SAGE Publications Ltd, London. 2012. 542 р.

11. Hagger H., McIntyre D. Learning teaching from teachers. Realizing the potential of school-based teacher education. Maidenhead: Open University Press. 2006.

12. Hobson A. J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P. D. Mentoring beginning teachers: What we know and what we don’t // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25. Р. 207–216.

13. Hulme M., Menter I. Teacher induction across the United Kingdom // P. Picard & L. Ria (Eds.), Beginning teachers: a challenge for educational systems. Lyon, France: ENS de Lyon, Institut français de l’Éducation. CIDREE Yearbook. 2011. P. 83–104 [Electronic resource]. Available at: http://www.cidree.org/fileadmin/files/pdf/publications/YB_11_Beginning_teachers.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

14. Key Data on Teachers and School Leaders in Europe. European Commission /EACEA /Eurydice. 2013 Edition. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 140 p. [Electronic resource]. Available at: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/key_data_series/151en.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

15. Koehler A. A., Kim M. C. Improving beginning teacher induction programs through distance education. Contemporary educational technology. 2012. No 3 (3). Р. 212–233 [Electronic resource]. Available at: http://www.cedtech.net/articles/33/334.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

16. Picard P., Ria L. Neopass@ction: a training tool for beginning teachers. In P. Picard & L. Ria (Eds.), Beginning teachers: a challenge for educational systems. Lyon, France: ENS de Lyon, Institut français de l’Éducation. CIDREE Yearbook. 2011. P. 119–130 [Electronic resource]. Available at: http://www.cidree.org/fileadmin/files/pdf/publications/YB_11_Beginning_teachers.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

17. Raaen F. D. Being a competent novice teacher: is it primarily a matter of implementing the appropriate mentoring scheme? // P. Picard & L. Ria (Eds.), Beginning teachers: a challenge for educational systems. Lyon, France: ENS de Lyon, Institut français de l’Éducation. CIDREE Yearbook. 2011. P. 105–117 [Electronic resource]. Available at: http://www.cidree.org/fileadmin/files/pdf/publications/YB_11_Beginning_teachers.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

18. The Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2013. Main findings from the survey and implications for education and training policies in Europe. European Commission. 2014. P. 38 [Electronic resource]. Available at: http://ec.europa.eu/education/library/reports/2014/talis_en.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

19. Vögeli-Mantovani U., Bachmann M., Wälchli J.-F., Hofmaier M. Induction programmes for teachers in compulsory education: Organisation and content, recommendations and their implementation; analysis of the impact of induction programmes // P. Picard & L. Ria (Eds.), Beginning teachers: a challenge for educational systems. Lyon, France: ENS de Lyon, Institut français de l’Éducation. CIDREE Yearbook. 2011. P. 171–190 [Electronic resource]. Available at: http://www.cidree.org/fileadmin/files/pdf/publications/YB_11_Beginning_teachers.pdf (дата обращения: 07.02.2016).

20. Wong H. K. Induction programs that keep new teachers teaching and improving // NASSP Bulletin. 2004. Vol. 88. No 638. [Electronic resource]. Available at: http://newteacher.com/pdf/Bulletin0304Wong.pdf (дата обращения: 07.02.2016).


Для цитирования:


Яковлева Э.Н., Красилова И.Е. ИЗ ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В СТРАНАХ ЕС. Образование и наука. 2016;(5):158-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-158-175

For citation:


Yakovleva E.N., Krasilova I.Y. FROM THE EXPERIENCE OF SUPPORTING YOUNG TEACHERS IN THE EU COUNTRIES. The Education and science journal. 2016;(5):158-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-158-175

Просмотров: 414


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)