О ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫХ ОСНОВАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-11-22
Аннотация
Цель статьи – показать, что в современных рыночных условиях необходимо сохранять гуманистические ценностно-ориентационные установки отечественного образования, чтобы не допустить его сползания на позиции утилитаристских, быстро достижимых, но недолгосрочных выгод.
Теоретическая значимость работы. Автор подчеркивает значение формирования идеала – гармоничного развития личности – и коллекивистских начал для раскрытия потенциала каждого школьника, студента, рабочего, специалиста; делает акцент на потребности стимулирующего, а не строго регламентированного управления образованием.
Доказывается, что копирование западного образца последовательной индивидуализации образования без сохранения коллективистского начала неприемлемо ни в обучении, ни тем более в воспитательном процессе.
В более общем, стратегическом ракурсе речь идет о паритете решения проблем экономики и социальной сферы. С данными проблемами невозможно справиться без поддержки и развития системы образования и прежде всего – воспитания, особенно в периоды экономических кризисов и стагнации, когда для обеспечения выхода из кризисного состояния необходимы опережающая подготовка и рациональное использование кадров, метко именуемых человеческим капиталом.
Практическая значимость. Показаны резервы и положительные тенденции в развитии образования, прежде всего элитного, а также образовательных систем некоторых территорий, в том числе Тюменской области, где сохраняются традиции энтузиастов-первопроходцев, осваивавших труднодоступные территории нефтегазовых месторождений.
Ключевые слова
Об авторе
Владимир Ильич ЗагвязинскийРоссия
академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ).
Список литературы
1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. Москва: Мысль, 1988. 253 с.
2. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. Москва: Педагогика, 1987. 64 с.
3. Бердяев Н. А. Самопознание. Москва: Международные отношения, 1990. 336 с.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
5. Бондаревская Е. В. Качество образования как условие его опережающего развития и конкурентоспособности // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник трудов научно-практической интернет-конференции. Ростов-на-Дону. 2007. Ч. 1. 490 с.
6. Бухарова Г. Д. О категориально-понятийном аппарате профессиональной педагогики и образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Москва: ВЛАДОС. 2007. Вып. 5. С. 312–319.
7. Василенко В. А. Ценности и ценностные отношения // Проблемы ценности в философии. Москва; Ленинград: Наука. 1966. С. 41–56.
8. Вербицкая Л. А. Выступление на VI сессии Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» (Санкт-Петербург, 11–12 апреля 2013 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/media/video/search-videos/100010/ (дата обращения 20.05.2016).
9. Гершунский Б. С. Философия образования для XXIвека (в поисках практико-ориентированных концепций). Москва: Педагогика, 1997. 697 с.
10. Жамин В. А. Экономика образования (вопросы теории и практики). Москва: Альтро, 1969. 335 с.
11. Загвязинский В. И., Григорьева Е. А. Научный потенциал развития образования // Народное образование. 2015. No 8. С. 7–13.
12. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха Возрождения? // Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2015. 140 с.
13. Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия происходящего. Москва: Московский гуманитарный университет. 2006. 128 с.
14. Костанян С. Л. Экономика и образование. Москва: Знание, 1970. 48 с.
15. Лазарев В. С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации // Педагогика. 2015. No 4. С. 11–19.
16. Новожилов Д. Н. Определение экономической эффективности образования // Народное образование. 2011. No 10. С. 21–30.
17. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы. Санкт-Петербург: Экспресс, 2005. 312 с.
18. Российское образование: тенденции ивызовы: сборник статей и аналитических докладов. Москва: Дело, 2009. 400 с.
19. СтрумилинС.Г.Хозяйственное значение народного образования. Москва; Ленинград: Просвещение. 1924. 63 с.
Рецензия
Для цитирования:
Загвязинский В.И. О ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫХ ОСНОВАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. Образование и наука. 2016;(6):11-22. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-11-22
For citation:
Zagvyazinsky V.I. VALUABLE AND ORIENTATION FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL SYSTEM OF THE COUNTRY. The Education and science journal. 2016;(6):11-22. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-11-22