ОТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ И «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ»: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-62-74
Resumen
Цель статьи – продемонстрировать роль системы образования в период перехода к «зеленой экономике» – новому этапу развития мировых экономик.
Методы. В процессе работы использовались анализ и обобщение содержания международных и внутригосударственных документов Республики Казахстан, призванных обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие. Применялись также ретроспективный и проектный анализ особенностей протекания процессов экологизации социально-экономической системы Казахстана.
Результаты и научная новизна. Раскрыта сущность понятий «зеленая экономика», «экологическое просвещение», «экологическое образование» и «экологизация общества». Показана казахская национальная специфика реализации международных документов по имплементации модели устойчивого развития. Представлена Концепция экологического образования Республики Казахстан, согласно которой система образования страны призвана эффективно формировать, развивать и закреплять, наряду с необходимым комплексом знаний, стереотипы поведения людей, способных принимать целесообразные решения и действовать всоответствии сзаконодательно закрепленными природоохранными нормами и стандартами. Констатируется, что экологизация содержания образования в республике имеет развитую нормативно-правовую базу, однако необходимы дополнительные меры по модернизации системы образования: ее теоретико-методологическое обоснование, подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, разработка новых методических средств, актуализирующих экологическую направленность обучения и воспитания, и т. д.
Практическая значимость. Перечислены меры по дальнейшему совершенствованию экологического образования и экологического просвещения на всех ступенях образования.
Referencias
1. Алиева А. Я., Длимбетова Г. К. Формирование экологической компетенции студентов для решения трансграничных экологических проблем Казахстана // Материалы 12-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития». Астана, 2014. Ч. 3. С. 265–268.
2. Длимбетова Г. К., Шайхеслямова К. О., Болатова А. Ж. Экологическая культура: методическое руководство. Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013. 91с.
3. Длимбетова Г. К., Шайхеслямова К. О., Болатова А. Ж., Райсханова Г. С. Экологическая культура: учебная программа. Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013. 18 с.
4. Жилбаев Ж. О Моисеева Л. В. Международное сотрудничество Казахстана и России в экологическом образовании для устойчивого развития // Третья Международная научно-практическая конференция «Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации», Алушта – Симферополь, 16–20 сентября 2015. Крым, 2015.
5. Концепция экологического образования Республики Казахстан. Утверждена Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 25 сентября 2002 г. No 697 и Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан от 24 сентября 2002 г. No 229-п.
6. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004–2015 годы. Одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 г. No 1241.
7. Моисеева Л. В. Экологическая педагогика – теоретическая основа уральской научной школы экологического образования // Педагогическое образование в России. 2015. No 12. С. 76–82.
8. Моисеева Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. 2004. No 7. С. 64–69.
9. Моисеева Л. В. Уральская научная школа экологической педагогики // Педагогическое образование и наука. 2013. No 6. С. 114–118.
10. Моисеева Л. В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития // Педагогическое образование в России. 2012. No 2. С. 49–54.
11. Моисеева Л. В., Зебзеева, В. А. Социодинамика экологической субкультуры. Москва: Творческий Центр, 2011. 300 с.
12. О национальной безопасности Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 г. No 527-IV.
13. Сырымбетова Л. С., Нурланов Е. Б. Стратегия развития экологического образования и воспитания в современном Казахстане // Материалы Международной конференции «Инновации в образовании». Астана, 2014.
14. Удилова И. Я., Моисеева Л. В. Экологическая культура населения как фактор улучшения экологической безопасности и устойчивого развития региона и общества // Экологическая безопасность промышленных регионов: материалы 3-го Уральского международного экологического конгресса. Екатеринбург. 2015. С. 279–282.
15. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. No 212.
16. Moiseeva L. V., Gaisin I. T., Vlasova E. I. Samigullina G. S. Metamethodological implementation of creativity in ecogeographical education disciplines // Life Science Journal. 2014. Т. 11. No 9s. С. 341–345.
17. PISA-Programme for International Student Assessment. Available at: http://ria.ru/spravka/20131203/ 981518012.html.
18. Skills development in Asia and the Pacific. Planting seeds one step ahead. 10–11 December 2014. ADB Headquarters, Manila, Philippines. Available at: http://www.adb.org/sites/default/files/skills-development-forum-agenda.pdf.
19. TIMSS-Trends in Mathematics and Science Study. Available at: // http://www.centeroko.ru/ timss07/timss07.htm.
Recensión
Para cita:
Zhilbaev Zh.O., Moiseeva L.V. FROM ENVIRONMENTAL PROTECTION TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND «GREEN ECONOMY»: NATIONAL PROJECT OF EDUCATION GREENING IN KAZAKHSTAN. The Education and science journal. 2016;(6):62-74. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-62-74