Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ. ПАРАДИГМА СУБЪЕКТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-97-109

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть проблему стрессоустойчивости студентов в контексте субъектной самоорганизации личности. 

В работе использованы следующие методы исследования: анкетирование; психодиагоностические тесты «Толерантность к неопределенности» («НТН») и «Личностные факторы решений» («ЛФР») Т. В. Корниловой; оригинальные экспериментальные опыты – «Кодирование», методика самооценки (шкалирование) и «Локус контроля». При обработке данных применялись методы математической статистики (пакет SPSS 12) – корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ с использованием вращения компонент методом «verimax». 

Результаты и научная новизна. Выделены типы субъектности и стратегии стрессоустойчивости. Раскрыты природа и роль эмоционально-стрессового механизма, имеющего в своей основе информационно-семантические свойства. Показана связь несознательных механизмов психики со сферой сознания в контексте субъектности личности. Представлены механизмы эмоциональной и рациональной саморегуляции системы психической самоорганизации человека. 

Эмпирически получены статистические и качественные данные, раскрывающие связи между свойствами субъектности и стрессоустойчивостью личности. По результатам исследования выделены варианты отношений, а также типы субъектности истрессоустойчивости. Представлены оригинальные (авторские) техники изучения субъектности и факторов стрессоустойчивости. 

Практическая значимость. Выявленные факторы субъектной самооорганизации раскрывают стрессогенные стороны среды и отношение личности к ситуациям перемен и неопределенности, а также указывают на субъектные свойства стрессоустойчивости, которые необходимо развивать, чтобы повысить уровень здоровья студентов, снизить риск девиантности и делинквентности их поведения. 

Об авторе

Сергей Иванович Дьяков

Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии филиала Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Севастополь (РФ). 



Список литературы

1. Авдулова Т. П., Витковская Е. В., Поневаж Е. В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? Клиническая и специальная психология. 2013 No 3. С. 36–44.

2. Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта преступления: дис. ... д-ра психол. наук. С.-Петербург, 2006.

3. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. Москва: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта / отв. ред. В. В. Знаков. С.-Петербург: Алетейя, 2003. 272 с.

5. Дьяков С. И. Субектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ФЛИНТА: Наука, 2015. 528 с.

6. Дьяков С. И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта: монография. Москва: Спутник +, 2015. 560 с.

7. Корнилова Т. В., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новикова М. А. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностного потенциала человека. Москва: Смысл, 2010. 334 с.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологического исследования // Эмоциональный стресс: пер. с англ. Москва, 1970.

9. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25. No 2. С. 86–92.

10. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. 2-е изд. Москва: Академический Проект, 2009. 943 с.

11. Яковенко С. И. Опасность и риск в контексте профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел // Психология и право. 2011. No 1. С. 11–22.

12. Якиманская И. С. Риски психологической безопасности образовательной среды в условиях интернатного учреждения для детей со специальными образовательными нуждами // Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. No2. С. 104–112.

13. American Psychological Association. Stress a Major Health Problem in the U. S., Warns APA (2007). Available at: http://www.apa.org/news/press/releases/ 2007/10/stress.aspx (Accessed October 24, 2007).

14. American Institute of Stress. Available at: http://www.stress.org/americas.htm

15. Berry L., Mirabito A., Baun W. What’s the Hard Return on Employee Wellness Programs? // Harvard Business Review. 2010. No 88 (12). P. 105–112.

16. Cohen S., Janicki-Deverts D. Who’s Stressed? Distributions of Psychological Stress in the United States in Probability Samples from 1983, 2006, and 2009 // Journal of Applied Social Psychology. 2012. No 42 (6). P. 1320–1334.

17. Holzel B. K., Carmody J., Evans K. C., et al. Stress Reduction Correlates with Structural Changes in the Amygdala // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2010. No 5 (1). P. 11–17.

18. Kerr C. E., Jones S. R., Wan Q., et al. Effects of Mindfulness Meditation training on Anticipatory Alpha Modulation in Primary Somatosensory Cortex // Brain Research Bulletin. 2011. No 85 (3–4). P. 96–103.

19. Kirk U., Downar J., Montague P. R. Interoception Drives Increased Rational Decision-Making in Meditators // Playing the Ultimatum Game. Frontiers in Decision Neuroscience. 2011. No 5. P 49.

20. Seligman M. Building Resilience // Harvard Business Review. 2011. No 89 (4). P. 100–106.


Рецензия

Для цитирования:


Дьяков С.И. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ. ПАРАДИГМА СУБЪЕКТНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. Образование и наука. 2016;(6):97-109. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-97-109

For citation:


Dyakov S.I. THE STRESS RESISTANCE OF STUDENTS. THE PARADIGM OF SUBJECT PERSONALITY SELF- ORGANIZATION. The Education and science journal. 2016;(6):97-109. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-97-109

Просмотров: 1785


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)