ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ И НОРМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-110-124
Аннотация
Цель изложенного в статье исследования – определить взаимосвязь формирования субъектных качеств и освоения индивидом корпоративных норм в процессе адаптации молодых работников на предприятии.
Методология и методы. Методология работы состояла в комплексном сочетании теоретического анализа и результатов прикладных исследований на предприятиях Свердловской области. Использовались диалектический метод и сравнительный анализ данных.
Результаты и теоретическая новизна. Рассмотрены аспекты адаптации молодых работников на предприятии. Раскрыта сущность философских понятий «субъектность» и «нормы». Субъектность представлена как личностная основа социальной активности молодого работника на предприятии; нормы – как способ адаптации личности, индивида к той общности, в которой он находится. На основе социально-философского анализа вскрыты особенности молодежи, работающей на промышленном предприятии; описана молодежная политика данных предприятий; прослежено становление ценностей молодых работников и присвоение ими в процессе адаптации норм, принятых на производстве. Продемонстрирована личностно развивающая природа соревнования, его роль в формировании субъектных качеств. Показано, что актуальность формирования субъектных качеств и норм у молодежи обусловлена не только необходимостью развития личности молодых работников, но и экономической безопасностью и благополучием промышленных предприятий, на которых начинается их трудовая биография.
Практическая значимость исследования заключается в предложениях решения проблем реализации молодежной политики в промышленном секторе экономики. Материалы статьи могут служить базой для разработки программ адаптации молодых работников на предприятии и использоваться при преподавании социально-гуманитарных дисциплин для бакалавров и магистров по специальности «Организация работы с молодежью».
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Викторовна ПоповаРоссия
кандидат философских наук, доцент кафедры организации работы смолодежью Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ).
Елена Валентиновна Попова
Россия
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ).
Список литературы
1. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю. Социология молодежи: курс лекций / науч. ред. А. В. Пономарев. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Уральский университет, 2013. 246 с.
2. Гончаров С. З. Глубинные основы субъектности: (к 225-летию издания «Критики чистого разума» И. Канта) // Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности в высшем профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19–20 дек. 2006 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. С. 7–35.
3. Гончаров С. З. Концепция субъектности в аспектах креативности и инновационного стиля жизни // Духовно-ценностные основы воспитания личности в системе непрерывного профессионального образования: в 3 ч. Ценностные и социокультурные основы субъектности личности: материалы Всероссийской научно-практическо конференции, Нижний Тагил, 21–22 января 2010 г. / под ред. Г. С. Голошумовой. Екатеринбург, 2010. Ч. 1. С. 74–109.
4. Гончаров С. З. Опыт историко-культурологического понимания основ инновационного стиля жизни, субъектности и диалектического мышления // Воспитание духовности: ценностные основы высшего профессионального образования: материалы региональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 28–29 ноября 2005 г. Екатеринбург, 2006. С. 114–139.
5. Гончаров С. З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение // Образование и наука. 2004. No 2. С. 3–19.
6. Гончаров С. З. Россия нуждается в субъектной философии // Образование и наука. 2012. No 6. С. 93–106.
7. Гончаров С. З., Попова Н. В. Креативность принципа субъектности в философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 8. Екатеринбург, 2008. С. 180–197.
8. Гончаров С. З., Попова Н. В. Соревнование – креативный аспект управления молодежным коллективом на промышленном предприятии // Materialy X mezinarodm vedecko-prakticka konference «Aplikovane vedecke novinky – 2014». Dil 11. Psychologie a sociologie. Praha. Education and Science, 2014. P. 63–77.
9. Гончаров С. З., Попова Н. В. Субъектность в аспекте инновационного стиля жизни // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2012. No 2 (121). Вып. 19. С. 218–231.
10. Гончаров С. З., Попова Н. В. О субъекте инновационного стиля жизни // Теоретические основы воспитания и развития духовности и субъектности личности в высшем профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19–20 декабря 2006 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. С. 64–78.
11. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург; Москва; Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2003. 330 с.
12. Положение молодежи Свердловской области в 2014 году: научные основы доклада правительству Свердловской области: монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. 350 с.
13. Попова Е. В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. 122 с.
14. Попова Е. В. Содержание понятия «норма»: основные смыслы // Вестник Челябинского университета. 2013. No 38(329). Философия. Социология. Культура. Вып. 31. С. 108–112.
15. Попова Н. В. Личностно-развивающие основы молодежной политики на современном промышленном предприятии: дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2012. 195 с.
16. Промышленная социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Свенцицкого. Ленинград: ЛГУ, 1982. 208 с.
17. Труд и образование на пути к креативному обществу: коллективная монография / под ред. С. З. Гончарова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 445 с.
18. Филиппов Ф. Р. Молодежь // Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. Москва: ИСПИ РАН, 2008. С. 421.
19. Abdikerova G. O. Metodology and methods of research integration of universities with employers // KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. 2015. No 1 (52). P.186–192.
20. Popova N. V. Interrelatin of personal features and career orientation of young workers of the industrial enterprise // KazNU BULLETIN. Psychology and sociology series. 2015. No 1 (52). P. 380–389.
Рецензия
Для цитирования:
Попова Н.В., Попова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ И НОРМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ. Образование и наука. 2016;(6):110-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-110-124
For citation:
Popova N.V., Popova E.V. THE FORMATION OF SUBJECTIVITY AND NORMS IN THE PROCESS OF ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES AT THE ENTERPRISE. The Education and science journal. 2016;(6):110-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-110-124