КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-152-167
Аннотация
Цели статьи – поиск оптимальных решений создания унифицированной системы подготовки учителя здоровья, уточнение необходимых условий формирования функциональной грамотности и компетенции будущего специалиста в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего и профессионального педагогического образования.
Методология и методики. В основу исследования положена авторская методология, основанная на многолетнем опыте подготовки педагогов-валеологов в системе последипломного педагогического образования. Методику исследования составили анкетирование и интервью 176 учителей Санкт-Петербурга по проблеме здорового образа жизни учащихся. Анкеты и схемы интервью содержали две группы вопросов. Вопросы, индифферентные для респондентов, касались сущности здоровья и здорового образа жизни, а также факторов, детерминирующих здоровье. Сюда же вошли вопросы о возможных формах здоровьеориентированной работы в школе. Во второй раздел вошли вопросы, рассчитанные на анализ особенностей самих участников исследования. Для дополнительной оценки здоровья, образа жизни, функционального состояния, профессионального и социального статуса учителей учтены их анамнез жизни и отношение к профессии.
Основные результаты исследования представлены в пяти таблицах и пояснениях к ним. Результаты исследования выявили в целом положительное отношение учителей к обсуждаемой проблеме, но некоторая часть педагогов имеет недостаточную осведомленность и индифферентное отношение к решению трудных вопросов. Есть учителя в возрасте до 40 лет (их около 68%), которые могут быть обучены для создания службы здоровья в школах. Этого количества достаточно для решения обсуждаемой проблемы.
Научная новизна исследования заключается в методологическом обосновании унификации системы подготовки учителя здоровья.
Практическая значимость продиктована наличием негативных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков, что обусловило поиск организационно-педагогических решений проблемы формирования у учащихся потребности и навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова
Об авторе
Владимир Васильевич КолбановРоссия
доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова, Санкт-Петербург (РФ)
Список литературы
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. Москва: Молодая гвардия, 1979. 192 с.
2. Брехман И. И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1995. Вып. 2. С. 40–49.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский университет, 1996. 296 с.
4. Давыдовский И. В. Проблема причинности в медицине: этиология. Москва: Медгиз, 1962. 176 с.
5. Егоров В. Я., Гладнева Е. В. Сохранение здоровья ребенка – задача школы // Забота образовательных учреждений о здоровье детей / под ред. В. В. Колбанова. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2006. С. 31–33.
6. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. Санкт-Петербург: ДЕАН, 2001. 256 с.
7. КолбановВ.В., КолесниковаМ.Г., Васильева Н.В. Валеологический анализ // Воспитательный потенциал санкт-петербургского образования: аналитический отчет / под ред. В. Г. Воронцовой, В. Ю. Кричевского. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2003. С. 286–310.
8. Колбанов В. В. Формирование здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга // Известия АПСН. 2008. Т. XII. Ч. I. С. 439–447.
9. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: монография. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008. 192 с.
10. Марадова Е. Новый общеобразовательный проект укрепления здоровья и соответствующая подготовка учителей в Чешской Республике // Валеология. 2007. No 4. С. 39–42.
11. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. Москва: Новая школа, 1996. 160 с.
12. Ржегулка Э. Проблемы физических и психических нагрузок в учительской профессии // Здоровье и образование: материалы Международного конгресса валеологов / под ред. В. В. Колбанова. С.-Петербург: СПбГУПМ, 1999. С. 147–148.
13. Сыренский В.И., Колбанов В. В. Валеологическая поддержка учащихся и учителей. С.-Петербург: СПбГУПМ, 1999. 62 с.
14. Liba J. Koncepcia vychovy k zdraviu v priprave buducich učitel’ov. Učitele a zdravi 4. Ed.: E. Řehulka, O. Řehulkova. Brno: AV ČR, 2002. S. 67 – 73.
15. Maňak J. Implementing health education in school practice. School and health 21. 2010. Health education: International experiences. Ed. E. Řehulka. Brno: MU, 2010. P. 9–15.
16. Maradova E. Educational programs as a challenge for new conception of education towards health in Czech schools and teacher training. School and health. No 21 (1). Ed. E. Řehulka. Brno, 2006. Vol. 1. P. 201–225.
17. Mužik V., Pillerova I. Teachers and health education. Teachers and Health 5. Ed. E. Řehulka. Brno, 2003. P. 23–29.
18. Řehulka E. Model of «healthy personality» in the teacher’s professiography. Care of educational institutions about children health: Materials of Internat. Scientific Symposium, St.-Petrsburg, June 28–30. St.-Petersburg, 2006. P. 97–99.
19. Seebauer R., Grimus M. Health education and health promotion in Austrian schools. Teachers and Health 5. Ed E. Řehulka. Brno, 2003. P. 231–258.
Рецензия
Для цитирования:
Колбанов В.В. КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ. Образование и наука. 2016;(6):152-167. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-152-167
For citation:
Kolbanov V.V. PROFESSIOGRAM’S COMPONENTS FOR FUTURE TEACHER OF HEALTH STUDY. The Education and science journal. 2016;(6):152-167. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-152-167