ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. Ф. ЛУЧИНСКОГО
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-187-199
Аннотация
Цель статьи – показать значимость наследия трудов выдающегося русского правоведа и талантливого чиновника Николая Флориановича Лучинского (1860 – после 1917) в теоретическом обосновании и практическом воплощении концепции подготовки отечественного пенитенциарного персонала.
Методологическую основу исследования составила совокупность общенаучных методов познания, педагогической и исторической наук, нацеленных на изучение исторических документальных источников.
Результаты. В публикации представлены основные образовательные идеи, принципы и научные подходы Н. Ф. Лучинского к вопросам подготовки пенитенциарного персонала. Описаны основные вехи профессиональной биографии одного из главных идеологов данного вида профессионального обучения и определена его ведущая роль в начале ХХ в. в развитии системного, комплексного образования сотрудников мест заключения.
Научная новизна. Впервые проанализирован исторический материал, раскрывающий педагогическую концепцию Николая Флориановича Лучинского – выдающегося юриста, который находился у истоков методического обеспечения процесса подготовки пенитенциарного персонала в царской России. Рассмотрены основные положения книги «Основы тюремного дела» и авторский проект Лучинского по организации учебного заведения для подготовки пенитенциарного персонала. Показана ценность и жизнеспособность научных идей Н. Ф. Лучинского при их проецировании на современность.
Практическая значимость. Материалы статьи о дореволюционном отечественном пенитенциарно-педагогическом опыте, который на длительное время был предан забвению, могут быть интересны преподавателям истории права, специалистам и методистам, занимающимся вопросами подготовки кадров для современной уголовно-исправительной системы.
Об авторе
Денис Владимирович ВолошинРоссия
кандидат педагогических наук, докторант Института развития образования Российской академии образования при Томском государственном педагогическом университете, Томск (РФ).
Список литературы
1. XXV-летие государственной службы Члена Консультации, при Министерстве юстиции учрежденной, инспектора Главного тюремного управления, редактора «Тюремного вестника», действ. ст. сов. Н. Ф. Лучинского // Тюремный вестник. 1914. No 10. С. 1832.
2. Волошин Д. В. Московская школа тюремных надзирательниц как первое учебное заведение по подготовке пенитенциарного персонала в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. No 2 (21). Тольятти, 2015. С. 24–27.
3. Закон от 13 июля 1913 года «Об учреждении школы в С.-Петербурге для подготовления кандидатов на должности старшего тюремного надзирателя и школы в Москве для подготовления кандидаток на должности тюремной надзирательницы» // Тюремный вестник. 1913. No 6/7. С. 900–904.
4. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. В 2 ч. / пер. с англ. И. Н. Кашинцева. С.-Петербург: Издание Вл. Распопова, 1906. 398 с.
5. Курс практического тюрьмоведения / под общ. ред. Н. Ф. Лучинского // Тюремный вестник. 1912. No 12. Приложение. С. 1–144.
6. Лучинский Н.Ф.Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879–1914 гг.) // Тюремный вестник. 1914. No 2. С. 284–440.
7. Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела. С.-Петербург, 1904. 179 с.
8. Лучинский Н. Ф. Очередные вопросы тюремной жизни // Тюремный вестник. 1903. No 3. С. 259–272.
9. Опыт систематических чтений по тюрьмоведению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. 1912. No 6/7. С. 1203–1209.
10. Отчет по Главному тюремному управлению за 1910 год. Ч. I. Объяснения. Введение. // Тюремный вестник. 1912. No 5. Приложение. С. 5–12.
11. Памятка тюремного надзирателя. Сост. применительно к проекту Общ. тюрем. инстр. Н. Ф. Лучинским. 2-е изд., доп. и испр. Петроград: ГТУ, 1915. 135 с.
12. Познышев С.В. Основные вопросы учения о наказании. Москва: Университетская типография, 1904. 447 с.
13. Правила службы тюремных надзирателей и надзирательниц / сост. С. Р. Власенко. Саратов: Типография Губернского правления, 1896. 69 с.
14. Правила службы чинов тюремной стражи / сост. Н. Ф. Лучинский. С.-Петербург: Грамотность, 1909. 91 с.
15. Список руководств и пособий для изучения тюремного дела / сост. Н. Ф. Лучинский // Тюремный вестник. 1912. No 4. С. 866–872.
16. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции: Часть общая. В 2 т. Т.2. / сост. и отв. ред. Н. И. Загородников. Москва: Наука, 1994. 393 с.
17. Тюрьма: Краткое руководство для лиц, желающих поступить на тюремную службу / сост. А. А. Саат. Ревель: Типография И. и А. Пальман, 1912. 24 с.
18. Утевский Б. С. Развитие советской исправительно-трудовой науки // Труды ВШ МООП СССР. Вып. 16. Москва: НИиРИО ВШ МООП СССР, 1967. С. 114–127.
19. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. Санкт-Петербург,1889. 514 с.
20. Чисников В.Н. Малоизвестные страницы биографии Н.Ф.Лучинского – известного тюрьмоведа и криминалиста Российской империи // Криміналістичний вісник. 2014. No 2 (22). С. 211–218.
21. Чунихин В. О кадрах тюремных служащих // Тюремный вестник. 1903. No 2. С. 189–194.
Рецензия
Для цитирования:
Волошин Д.В. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. Ф. ЛУЧИНСКОГО. Образование и наука. 2016;(6):187-199. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-187-199
For citation:
Voloshin D.V. HISTORICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF N. F. LUCHINSKY. The Education and science journal. 2016;(6):187-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-187-199