НУЖЕН ЛИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-11-25
Аннотация
Цель статьи – обратить внимание работников образования всех уровней на необходимость повышения качества подготовки учителей к исследовательской деятельности.
Методология и методы исследования. На основе анализа результатов наблюдений, бесед и анкетирования учителей в возрасте от 23 до 30 лет, имеющих педагогический стаж от 1 года до 5–6 лет, и изучения образовательной практики дана оценка современного состояния инновационных процессов в массовой школе и качества вузовской подготовки педагогов к исследовательской деятельности.
Результаты. Выявлена недостаточная готовность молодых учителей к самостоятельной исследовательской деятельности. Установлено, что даже тот опыт, который они приобрели в процессе выполнения выпускных квалификационных работ, остается невостребованным современной образовательной практикой, из которой вытеснены инициативные инновации вследствие несовпадения образовательной политики и реальной образовательной практики. Раскрыты причины нежелания молодых специалистов совмещать образовательную и исследовательскую деятельность: отсутствие инновационной среды, академическая загруженность, бытовые и личные трудности, а главное, нежелание и неспособность осуществлять самостоятельный научно-педагогический поиск. Определены проблемы в руководстве выпускными квалификационными работами и в организации педагогической практики студентов.
Новизна. По совокупности исследовательских действий, составляющих предметное содержание изыскательской деятельности, осуществлен мониторинг самооценки молодых учителей. Обоснована необходимость усиления методологической подготовки будущих педагогов и отказа от узкой, предметной, специализации вузовского обучения.
Практическая значимость. Описаны различные способы организации работы с начинающими учителями по совмещению предметного и исследовательского аспектов их профессиональной деятельности.
Об авторе
Т. А. СтроковаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований
Список литературы
1. Белякова Е. Г. Проблемы моделирования практико-ориентированной исследовательской деятельности студентов – будущих педагогов в пространстве университетского образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные иследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 170–180.
2. Борисенков В. П. Повышение качества школьного образования в современной России // Педагогика. 2015. № 10. С. 14–24.
3. Весманов С. В., Весманов Д. С., Жадько Н. В., Акопян Г. А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского государственного педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 160–166.
4. Дегтярев С. Н. Креативно ориентированное обучение: разработка стратегии и пути ее реализации // Образование и наука. 2014. № 6. С. 20–34.
5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. Москва: Академия, 2010. 176 с.
6. Зимняя И. А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 40 с.
7. Логинова Е. А. Выстраивание индивидуальной стратегии при обучении одаренных школьников (на примере иностранного языка) // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 8. С. 61–62.
8. Логинова Е. А. Опыт проектирования и реализации индивидуальной стратегии обучения для одаренных школьников (на примере немецкого языка) // Наука и школа. 2007. № 3. С. 39–45.
9. Логинова Е. А. Языковой портфель как способ построения индивидуальной стратегии при изучении иностранного языка (на примере немецкого языка) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2014. № 1 (21). С. 83–93.
10. Острижняя С. Г. Педагогическая технология на основе информационно-коммуникативных карт: опыт разработки и применения на уроках истории // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 123–136.
11. Строкова Т. А. Критериально-диагностический инструментарий мониторинга качества подготовки будущих педагогов к практико-ориентированной исследовательской деятельности // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 29–43.
12. Тюменское учительство: работа и качество жизни: монография / под ред. Г. Ф. Шафранова-Куцева. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. 264 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Уровень высшего образования Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогические науки» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426).
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Уровень высшего образования Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505).
15. Dorozhkin E. M., Zaitseva E. V., Tatarskikh B. Y. Impact of Student Government Bodies on Students’ Professional Development // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11, № 7. Р. 2666–2677.
16. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11, № 7. Р. 2639–2650.
Рецензия
Для цитирования:
Строкова Т.А. НУЖЕН ЛИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? Образование и наука. 2016;(7):11-25. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-11-25
For citation:
Strokova T.A. DOES MODERN SCHOOL NEED A TEACHER-RESEARCHER? The Education and science journal. 2016;(7):11-25. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-11-25