РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПРИНЦИПА В МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Е. ЭРГАНОВОЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-26-39
Аннотация
Цель статьи – философско-педагогическое осмысление и раскрытие механизмов применения принципа деятельности при решении задач программно-методического обеспечения профессионального образования на основе обобщения научного наследия Н. Е. Эргановой.
Методология и методы. В основу исследования положена герменевтическая методология. Ведущие методы анализа – интерпретация, осмысление, понимание, а также анализ, сравнение, противопоставление, синтез, обобщение.
Результаты. На основе содержания работ Н. Е. Эргановой создана интерпретационная модель актуализации принципа деятельности при разработке методики профессионального образования. Согласно этой модели личностное и профессиональное становление человека достигается главным образом за счет актуализации его интеллектуального и созидательного потенциала, превращения его в относительно самодостаточного субъекта образовательной деятельности.
Научная новизна. Раскрыты философско-методологические основы и технологический инструментарий применения принципа деятельности в процессе решения задач программно-методического обеспечения профессионального образования; доказана целесообразность разработки деятельностной стратегии профессионального образования в современных условиях.
Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке современной концепции методической деятельности, в процессе программно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях профессионального образования.
Об авторе
Н. К. ЧапаевРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования
Список литературы
1. Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих: сборник научных трудов. Москва: АПН СССР, 1982. 144 с.
2. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. Москва: Просвещение, 1981. 120 с.
3. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. Москва: АПН СССР, 1951. Т. 5. 540 с.
4. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. Москва: Педагогика, 1972. 368 с.
5. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. Москва: Педагогика, 1985. 240 с.
6. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь / отв. ред. А. С. Белкин. Екатеринбург, 1995. 22 с.
7. Скибицкий Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения: учебное пособие. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
8. Сорокин П. А. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согоманова. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.
9. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
10. Чапаев Н. К., Вайнштейн М. Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография. Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО; ИРРО, 2007. 408 с.
11. Эрганова Н. Е. Введение в технологии профессионального обучения: монография. Екатеринбург: РГППУ, 2009. 151 с.
12. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения в системе современного педагогического знания // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сборник научных трудов. Вып. 3. Екатеринбург, 2004. С. 475–489.
13. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: РГППУ, 2005. 150 с.
14. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов / Н. Е. Эрганова. Москва: Академия, 2008. 159 с.
15. Эрганова Н. Е Основы методики профессионального обучения: учебное пособие для инженеров-педагогов электротехнического профиля. Свердловск: СИПИ, 1990. 148 с.
16. Эрганова Н. Е. Развитие концепций подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально- педагогическому образованию: сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ, 2009. Вып. 1 (43). С. 32–41.
17. Эрганова Н. Е. Феномен методической деятельности в условиях становления и развития технологии обучения // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий: в 3 ч. Ч. 1. Тезисы докладов Российской научной практической конференции по инновациям в профессионально- педагогическом образовании, 24–28 ноября 1997 г. Екатеринбург: УГППУ, 1997. С. 83– 86.
18. Эрганова Н. Е., Шалунова М. Г., Колясникова Л. В. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие. 2-е изд. Екатеринбург: РГППУ, 2011. 89 с.
19. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Москва: Наука, 1978. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чапаев Н.К. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПРИНЦИПА В МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Е. ЭРГАНОВОЙ. Образование и наука. 2016;(7):26-39. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-26-39
For citation:
Chapaev N.K. ACTIVITY-BASED PRINCIPLE IMPLEMENTATION IN THE METHODOLOGICAL CONCEPT OF N. E. JERGANOVA. The Education and science journal. 2016;(7):26-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-26-39