МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-40-56

Полный текст:


Аннотация

Целью статьи является обоснование необходимости модернизации профессионального образования на основе применения процессного и проектного подходов.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменением требований рынка труда к характеристикам современного специалиста и отсутствием научно обоснованной стратегии подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования.

Методы и методология исследования. В качестве методологических оснований разработки стратегии развития профессионального образования были избраны процессный подход, обеспечивающий непрерывность управления образовательной системой и нацеленный на повышение качества профессиональной подготовки, и проектный подход, ориентированный на внесение изменений в систему традиционно сложившегося образования.

 

Результаты и научная новизна. Выявлены основные тренды и проблемы модернизации профессионально-педагогического образования в условиях перехода к шестому технологическому укладу. Стратегическим ориентиром преобразований является трансформация профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическое; а условием успешной реорганизации – интеграция процессного и проектного подходов в управлении образовательными системами. Выделены идентификационные признаки указанных подходов в системе инновационного образования. Рассмотрено реконструирование этих подходов в объекты образовательных инноваций. Обозначены первоочередные задачи модернизации системы профессионального образования: содействие методологической подготовке педагогов и развитие их готовности к инновациям; определение приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности образовательных учреждений; оптимизация реализуемых образовательных программ и усиление их профессионально-педагогической направленности на основе проблемно-модульного проектирования содержания образования; изыскание технологий формирования и развития социально и профессионально важных компетенций и качеств педагога профессиональной школы; научно-педагогическое обеспечение психолого-педагогической подготовки и повышение квалификации педагогических работников. Сформулированы требования к организации развивающей профессионально-образовательной среды и самого образовательного процесса. Определена тематика целевых образовательных проектов, направленных на повышение качества психолого-педагогической подготовки и повышение гуманитарно-технологической квалификации педагогов профессиональной школы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при проектировании инновационной образовательной деятельности в системе профессионально-педагогического образования.


Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург (РФ)
Россия

доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития



Е. В. Лебедева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург (РФ)
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития



М. В. Зиннатова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург (РФ)
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития



Список литературы

1. Аникеева О. А. Взаимодействие системы высшего профессионального образования и рынка труда: стратегия перемен // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 3–9.

2. Войнова Л. П. Процессный подход к организации и управлению деятельностью образовательного учреждения как гарантия качества образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 35. С. 41–44.

3. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.glazev.ru/upload/iblock/447/447bb80990661122507cb60abd78adb0.pdf (Дата обращения 9.05.2016).

4. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393 (Дата обращения 9.05.2016).

5. Данилов И. П., Сюров Р. В. Процессный подход в высшем образовании // Качество. Инновации. Образование, 2002. № 3. С. 39–41.

6. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально- педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59–75.

7. Зенгин С. С. Проектный подход как инновационный метод повышения эффективности деятельности вуза // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 306–311.

8. Кандаурова А. В. Готовность педагогов к социальным изменениям действительности // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 124–126.

9. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12–23.

10. Лиферов А. П. Корпоративное образование и управление человеческими ресурсами в различных деловых культурах. Москва: РАО, 2010. 302 с.

11. Махотин Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 1. С. 11–21.

12. Патрусова А. М., Григорьева Т. А., Сыготина М. В., Слинкова О. К. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 3 (13). С. 21–27.

13. Силайчев П. А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2015. № 4 (68). С. 12–17.

14. Щукин Д. В. Образовательный франчайзинг как форма продвижения вузовских инноваций на рынке образовательных услуг // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 132–134.

15. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

16. Field J. Lifelong Learning and the New Educational Order. Stoke on Trent (UK); Sterling (USA): Trentham Books, 2000. 210p.

17. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzminа O. N., Shuravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution. Through the Gaming Simulation // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 2814–2840. (Translated from English)

18. Livingstone D. W. Lifelong Learning and Underemployment in the Knowledge Society: A North American Perspective // Comparative Education. 1999. Vol. 33. № 2. P. 163–186. (Translated from English)

19. Malikh O. E., Polyanskaya I. К., Konovalova M. E., Kuzmina O. Y., Tarasyuk O. V., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 3104–3113. (Translated from English)

20. Merriam Sh., Caffarella R. Learning in Adulthood: A Comprehensive Guide. Sun Francisco: Jossey-Bass,1999. 502 p. (Translated from English)

21. Tight M. Key Concepts in Edult Education and Training. L.; N. Y.: Routledge, 1998; 2 ed. 2003. 208 p. (Translated from English)

22. Zeer E. F., Streltsov A. V. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in a Vocational School // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 7. P. 2639–2650. (Translated from English)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1. Образование и наука. 2016;(7):40-56. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-40-56

For citation: Zeer E.F., Lebedeva E.V., Zinnatova M.V. METHODOLOGICAL BASES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROCESS AND PROJECT APPROACHES IN VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(7):40-56. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-40-56

Просмотров: 490

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)