ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНТЕНТНАЯ ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-56-72
Аннотация
Цель статьи – обсуждение внесения изменений в практику профессионального высшего образования, которые заключаются в усилении и акцентировании в учебном процессе воспитательной компоненты.
Методы и методология исследования – анализ состояния высшего профессионального образования и регламентирующих его функционирование положений Федерального закона «Об образовании в РФ»; текстоцентрический подход к воспитанию человека культуры – ответственного за свою деятельность специалиста-профессионала.
Результаты и научная новизна. Доказывается, что одной из главных причин кризиса современного российского высшего образования является устранение из него важнейшей составляющей – воспитания – и превращение профессиональной подготовки в образовательную услугу, которая сводится только к обучению, не обремененному моралью и нравственностью. Подробно обосновывается тезис о том, что воспитание, осуществляемое на основе национальных ценностей и традиций и являющееся нравственным фильтром нации, должно вернуться в высшую школу на качественно новом уровне. Для этого предлагается авторская контентная трехфакторная педагогическая модель – последовательность воспитательных и обучающих действий и установок, использующихся в локальном образовательном пространстве с учетом закономерностей развития профессиональной компетентности обучающихся и специфики получаемой ими специальности. Модель интегрирует три фактора воспитания человека культуры: 1) человека духовного, 2) человека нравственного, 3) человека интеллектуального; и строится на основе принципа текстоцентризма, который понимается как дидактическая конструкция взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе прикладного (относительно будущей профессии) освоения учебной дисциплины. Описываемая в статье модель рассматривается на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Подчеркивается, что текстовой контент дисциплины (ее предметное содержание) должен быть ориентирован на профессионально-личностное и личностно-ценностное развитие обучающихся, наполнен духовными и нравственными ценностями, которые будут способствовать воспитанию необходимых духовных и нравственных качеств личности студента, развивать мотивацию к получению фундаментального образования и совершенствованию интеллектуальных операций.
Практическая значимость. Представленная в публикации модель дает возможность студенту подняться на уровень самовоспитания, планировать профессиональное саморазвитие и выстраивать индивидуальную траекторию профессиональной карьеры.
Об авторах
Т. А. ЛопатухинаРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры мировых языков и культуры
А. В. Рынкевич
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Список литературы
1. Алферова А., Грузинский А. Русская литература XVIII в. // Указы Петра I. Юности честное зерцало. Москва, 1916. С. 16–12.
2. Владимир Мономах. Поучение князя детям (XI в.) // Хрестоматия по истории педагогики. Москва: Учпедгиз, 1938. Т. 4, ч. 1. С. 13–16.
3. Галич Ю. Н. Истоки патриотического воспитания и обновленный основной закон об образовании в Японии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». Москва, 2008. № 4. С. 98–106.
4. Зиновьев А. А. Интеллект общества, 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.zonovjev ru/ru-intellekt html; http://ria.ru/zinovjev_klub.
5. Ильичева И. М. Проблема воспитания и развития духа // Экология духовности в христианстве. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. С. 28–36.
6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Сфера, 2001. 512 с.
7. Итоговый документ XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Электрон. ресурс]. Москва, 2016. Режим доступа: http: www.patriarhia.ru/db/text/ 4360048.htrr.
8. Лопатухина Т. А. Текстоцентрический подход как педагогическая модель освоения иностранного языка в процессе подготовки военного специалиста. Москва: Народное образование, 2001. 103 с.
9. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Избранные педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз, 1951. С. 89–90; 93–95.
10. Новиков Н. И. Об образовании разума // Избранные педагогические сочинения. Москва: Учпедгиз, 1951. С. 128–134.
11. Перспективы патриотического воспитания [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nirsi.ru/104 (дата обращения: 10.02.2016).
12. Пляукшта Ю. Н. Базовые характеристики национального характера японцев // Сборник научных трудов Института Гуманитарного образования. Москва, 2007. Вып. 9.
13. Подласый И. П. Педагогика: учебник. Москва: Высшее образование, 2007. 420 с.
14. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2015 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/elevets/president/news/47173.
15. Радищев А. Н. Сын отечества (патриот) // Избранные сочинения. Москва: Соцлитиздат, 1952. С. 200–207.
16. Слово Святейшего Патриарха Кирилла Московского и Всея Руси на Рождественских Парламентских встречах [Электрон. ресурс]. Москва, 2016. Режим доступа: http:// www.pravoslavie.ru/90158.html.
17. Совместное Заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла от 12 февраля 2016 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/43720.74.htrr.
18. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Проект от 13.01.2015) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http//council.gov.ru.
19. Технократизм [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/280013 (дата обращения 4.02.2016).
20. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Педагогическая антропология. Т. 8. Москва: АППА РСФСР, 1950. С. 11–52.
21. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/document.cons_doc_1(e) (дата обращения 23.02.2016).
22. Что мы знаем о финском патриотизме? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://terve.su/chto-my-znaem-o-finskom-patriotizme (дата обращения 14.02.2016).
23. Gordon D. The French Language and National Identity 1930–1975. Vol. 22 of Contributions to the Sociology of Language. Mouton; the Hague; Paris; New-York, 1978. P. 453.
24. Emilio Jose Delgado Algarra. Citizenship Education and Historical Memory: Review of Patriotism in Japanese Schools. 1st Annual International Interdisciplinary Conference, AIIC 2013, 24–26 April, Azores, Portugal. P. 309–317.
25. Shinobu Anzai. Re-examining patriotism in Japanese education: analysis of Japanese elementary school moral readers. Educational Review. Vol. 67. Issue 4, October 2015. P. 436–458.
26. The Language of Patriotism in France, 1750–1770 // Journal of French Studies, e-France. 2007. Vol. 1. P. 1–43.
27. Fominykh M. V., Uskova B. A., Mantulenko V. V., Kuzmina O. N. & Shuravina E. N. A Model for the Education of a Student of a Vocational Pedagogical Educational Institution Through the Gaming Simulation // IEJME – Mathematics Education. 2016. 11 (8). Р. 2814–2840. (Translated from English)
28. Evtyugina A. A., Simonova M. V. & Fedorenko R. V. (2016). Teaching Conversational Language Skills to Foreign Students: Blended Learning and Interactive Approaches // IEJME – Mathematics Education. 11 (8). Р. 2925–2936. (Translated from English)
Рецензия
Для цитирования:
Лопатухина Т.А., Рынкевич А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНТЕНТНАЯ ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образование и наука. 2016;(7):56-72. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-56-72
For citation:
Lopatukhina T.A., Rynkevich A.V. PEDAGOGICAL CONTENT THREE-FACTOR MODEL OF EDUCATING HIGH-SCHOOL STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES. The Education and science journal. 2016;(7):56-72. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-56-72