ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-88-104

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – описание таксономической модели, позволяющей диагностировать уровни сформированности соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта базовых компетенций, которыми должны обладать педагоги дошкольных образовательных организаций и родители детей дошкольного возраста.

Методология и методика. Исследование базировалось на квалиметрическом и компетентностном подходах, предполагающих педагогическую экспертизу структуры, содержания и уровней формирования базовых компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Результаты. Обоснована необходимость формирования базовых компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей  детей, посещающих детские сады. Показано, как этот процесс должен воспроизводиться в индивидуальных образовательных маршрутах, направленных на создание оптимальных условий для развития ребенка раннего возраста.

 

Научная новизна. Предложена многофункциональная таксономическая модель формирования компетенций педагогов и родителей дошкольников. Данная модель отображает компетентностно-ориентированные образовательные цели субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования и позволяет диагностировать степень их достижения.

Практическая значимость. Представленная в статье авторская модель может использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ, а также при обучении родителей дошкольников – воспитанников этих учреждений.


Об авторах

В. Б. Веретенникова
автономное образовательное учреждение дополнительного образования Удмуртской республики «Институт развития образования», Ижевск (РФ)
Россия

соискатель 



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск (РФ)
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики



Ю. А. Шихов
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск (РФ)
Россия
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики


Список литературы

1. Веретенникова В. Б. Структурно-функциональная модель качества компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе дошкольного образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5. Ч. 2. С. 76– 81.

2. Веретенникова В. Б. Образовательная деятельность субъектов образовательного процесса в современной системе дошкольного образования // Качество. Инновация. Образование. 2015. № 9. С. 8–16.

3. Веретенникова В. Б., Шихова О. Ф. Стратегические направления развития современной системы дошкольного образования // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/130-23303 (дата обращения: 30.11.15)

4. Исаева Т. А., Шихова О. Ф. Тренинг как форма организации педагогической практики студентов // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 98–112.

5. Карпов А. В. и др. Психология труда: учебник для бакалавров / под ред. А. В. Карпова. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2004. 350 с.

6. Родионов Б. У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. Москва: МИФИ, 1995. 48 с.

7. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.

8. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. С.-Петербург; Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 72.

9. Шихов Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе: монография. Москва; Санкт-Петербург; Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Стикс; ИжГТУ, 2007. 208 с.

10. Шихов Ю. А. Концептуальные основы мониторинга качества обучения в системе непрерывного образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 3–6.

11. Шихов Ю. А. Некоторые проблемы организации мониторинга качества подготовки в системе «Школа – втуз» // Интеграция образования. 2004. № 2. С. 50–52.

12. Anderson L. A. Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman, 2001. 336 р. ISBN 0–321–08405– 5.

13. Anderson S., Leithwood K., and Strauss T. Leading data use in schools: organizational conditions and practices at the school and district levels // Leadership and Policy in Schools. № 9 (3). 2010. P. 292–327.

14. Benjamin S. Bloom Taxonomy of Educational Objectives Book 1: Cognitive Domain 2-nd edition Wesley Publishing Company, 1985. 113 p. ISBN-13: 978–0582280106.

15. Huber S., Pashiardis P. The recruitment and selection of school leaders // International handbook on the preparation and development of school leaders. 2008. P. 176–202.

16. Humber S., Gordel B. Quality assurance in the German school system // European Educational Research Journal. 2006. № 5. P. 196–209.

17. Leithwood K., Harris A., and Hopkins, D. Seven strong claims about successful school leadership // School Leadership and Management. 2008. № 28 (1). P. 27–42.

18. Nichols N. and Griffith A. Talk, texts, and educational action: an institutional ethnography of policy in practice // Cambridge Journal of Education. 2009. № 39 (2). P. 241–255.

19. Scout S. and Webber C. Evidence-based leadership development: the 4L framework // Journal of Educational Administration. 2008. № 46 (6). P. 762–776.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. Образование и наука. 2016;(7):88-104. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-88-104

For citation: Veretennikova V.B., Shikhova O.F., Shikhov Y.A. TAXONOMY OF EDUCATIONAL OBJECTIVES OF EDUCATORS AND PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD. The Education and science journal. 2016;(7):88-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-88-104

Просмотров: 392

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)