Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-105-116

Полный текст:

Аннотация

Цель. Статья раскрывает авторский подход к понятию социально-психологической адаптации.

Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы теоретические методы исследования – обзорный анализ и синтез подходов к изучению таких конструктов, как адаптация и дезадаптация; практические методы – методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Исследование носило констатирующий характер. Статистическая обработка осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Для выделения личностных факторов, влияющих на уровень адаптации воспитанников суворовского училища, применялся метод множественного регрессионного анализа.

Результаты. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования факторы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков, поступивших на первый курс обучения в суворовское военное училище (СВУ) Министерства обороны РФ (МО РФ). Продемонстрированы особенности адаптации курсантов к условиям военного учебного заведения. Особое внимание уделено личностным характеристикам воспитанников, повышающим вероятность возникновения дезадаптации.  Обоснована необходимость и показаны возможности организации психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в учебном заведении закрытого типа.

 

Научная новизна. Предложен авторский подход к понятию социально-психологической адаптации; выделены основные показатели успешности этого процесса в условиях СВУ и показатели, позволяющие прогнозировать риск возникновения дезадаптации, а следовательно, своевременно проводить профилактические мероприятия. Сделан вывод о том, что развитие адаптационных способностей подростков должно осуществляться через личностные компоненты.

Практическая значимость. Выделены «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности в закрытом военно-учебном заведении. Обозначены перспективные направления изменения акцентов в содержании психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в училищах военного типа. Материалы статьи могут быть использованы при разработке программ адаптации младших учащихся довузовских образовательных организаций МО РФ. 

Об авторах

М. В. Иванова
Екатеринбургское суворовское военное училище, Екатеринбург (РФ)
Россия
соискатель ученой степени кандидата психологических наук, педагог-психолог


В. В. Савельев
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург (РФ)
Россия

аспирант кафедры педагогической психологии и психологии развития института социальных и политических наук



Список литературы

1. Авдиенко Г. Ю. Особенности индивидуально-психологического и личностного развития подростков, обучающихся в военных общеобразовательных учебных заведениях в период социально-экономических преобразований: автореф. дис. … канд. психол. наук. С.-Петербург, 2002.

2. Баранова В. Возрастной кризис подростка // Социальная педагогика в России. 2008. № 4. С. 51–55.

3. Белкин А. С. Основы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие. Москва: Академия, 2000. 244 с.

4. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека: учебно-методическое пособие. Москва, 2001.

5. Богомолов А. М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 67–73.

6. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. Москва: Гаудеамус, 2005.

7. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: книга для психологов, педагогов и родителей. С.-Петербург: Питер, 2011. 288 с.

8. Капустин Н. П. Адаптивная образовательная система школы. Москва: АСТ, 2002. 224 с.

9. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1-е, 5-е, 10-е классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2008. 238 с.

10. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: автореф. дис. … канд. психол. наук, С.-Петербург, 2006. 24 с.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.

12. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) // Психология. 2004. № 2. С. 21–30.

13. Некрасова Н. А. Формирование адаптационного потенциала молодежи в процессе модернизации российского социума // Молодежь и наука: сборник материалов 6-й Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электрон. ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. Режим доступа: http://conf.sfukras.ru/sites/mn2010/section7.html (дата обращения: 05.07.2016)

14. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности: учебно- научное издание. С.-Петербург: Медицинская пресса, 2011.

15. Розов В. И. Методика оценки адаптивных свойств личности // Практическая психология и социальная работа. 2007. № 7. С. 14–17.

16. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2006.

17. Шеховцов В. П. Характеристика физического развития и функционального состояния подростков-первокурсников суворовского военного училища в условиях адаптации к образовательному процессу: дис. … канд. мед. наук. Москва, 2004. 63 с.

18. L. Alan Sroufe, Byron Egeland, Elizabeth A. Carlson, W. Andrew Collins The Development of the Person: The Minnesota Study of Risk and Adaptation from Birth to Adulthood, Guilford Press, 2005.

19. Paul R. Martin Fanny M. Cheung Michael C. Knowles Michael Kyrios IAAP Handbook of Applied Psychology, Wiley Blackwell, 2011, 828 с.


Для цитирования:


Иванова М.В., Савельев В.В. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ. Образование и наука. 2016;(7):105-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-105-116

For citation:


Ivanova M.V., Savelyev V.V. FACTORS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF TEENAGERS TO EDUCATION IN SUVOROV MILITARY SCHOOL. The Education and science journal. 2016;(7):105-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-105-116

Просмотров: 715


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)