ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135
Аннотация
Цель публикации – показать возможности формирования новых подходов к развитию надпрофессиональных компетенций студенческой молодежи в современных условиях.
Методы. В работе использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, анализ документов, касающихся темы исследования, обобщение эмпирических данных.
Результаты и научная новизна. В статье обобщен многолетний опыт развития надпрофессиональных компетенций у студентов Томского государственного университета. Представлены кейсы двух структурных подразделений вуза: Центра социально-профессионального волонтерства и Парка социо-гуманитарных технологий. Проанализированы авторские эффективные образовательные технологии. Показана реальная, основанная на усилении роли внеучебной практической работы возможность переключения деятельности вуза с теоретической (знаниевой) подготовки студентов на практикоориентированные обучение и воспитание, формирующие у выпускника широкий кругозор, развитые навыки коммуникации, стремление к сотрудничеству, саморазвитию, творческому применению полученных знаний и продолжительному обучению – т. е. надпрофессиональные компетенции. Описано организационное и образовательное сопровождение данного процесса.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть экстраполированы на деятельность других высших учебных заведений России.
Об авторах
Е. Г. СырямкинаРоссия
кандидат философских наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии
директор
Т. Б. Румянцева
Россия
ассистент кафедры управления качеством факультета инновационных технологий
Е. Ю. Ливенцова
Россия
ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии
Список литературы
1. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 09.03.2016).
2. В ТГУ состоялся Молодежный образовательный форум волонтеров «About my experience» // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://univol.tsu.ru/news/636/ (дата обращения 12.02.2016).
3. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими [Электрон. ресурс] // Организационная психология. 2014. Т. 4, № 4. С. 103– 120. Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2014/12/31/1103712506/OrgPsy_2014_4_6(Kachcharov)103–120.pdf (дата обращения 12.02.2016).
4. Ливенцова Е. Ю., Омарова А. М., Сырямкина Е. Г. Инновации в образовании: внедрение системы социальных практик в учебный процесс вуза [Электрон. ресурс] // Инноватика-2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (21– 23 мая 2015 г.) / под ред. А. Н. Солдатова, С. Л. Минькова. Томск: Томский государственный университет, 2015. 708 с. Режим доступа: www.innofit.ru/attachments/article/118/Сборник %20Инноватика-2015%20.pdf (дата обращения 12.02.2016).
5. Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики // Проблемы управления в социальных системах [Электрон. ресурс]. 2009. № 1. Т. 1. Режим доступа: http://http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-vuzov-v-podgotovke-konkurentosposobnyh-kadrov-dlya-novoy-ekonomiki (дата обращения 12.02.2016).
6. Мухорьянова О. А., Недвижай С. В. Роль образовательных учреждений в развитии идеи социального предпринимательства среди молодежи [Электрон. ресурс] // Вестник Северо-кавказского гуманитарного института. 2015. № 3 (15). Режим доступа: http://www.skgi.ru/userfiles/file/%e2%84%96%203(15).pdf (дата обращения 18.02.2016).
7. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2015 году (с изменениями и дополнениями) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1452 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244200 (дата обращения 17.02.2016).
8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/3622/ (дата обращения 05.03.2016).
9. Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электрон. ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420264661 (дата обращения 17.02.2016).
10. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский томский государственный университет» на 2013–2020. (Этап 2 – 2015–2016) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://viu.tsu.ru/upload/рейтинги/Дорожная%20карта_2%20этап%20(2015–2016).pdf (Дата обращения 07.03.2016).
11. Положение о Конкурсе волонтерских проектов [Электрон. ресурс] // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol. Режим доступа: http://univol.tsu.ru (Дата обращения 1.03.2016).
12. Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а «Об утверждении государственной программы “Развитие предпринимательства в Томской области”» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://duma.tomsk.ru/files2/29501_13.pdf (дата обращения 19.02.2016).
13. Парк социогуманитарных технологий ТГУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://parksgt.tsu.ru (Дата обращения 11.03.2016).
14. Регламент реализации кампусных курсов в НИ ТГУ в 2015–2016 учебном году/ Центр развития качества образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cdeq.tsu.ru/node/813 (Дата обращения 19.02.2016).
15. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. Москва: Наука, 2000. С. 132.
16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Режим доступа: http://pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc (Дата обращения 02.03.2016).
17. Сырямкина Е. Г. Социально-активный университет: формирование субъекта гражданского общества // Классический университет в неклассическое время: Труды Томского государственного университета. Томск: Томский государственный университет, 2008. Т. 269. С. 71–74.
18. Сырямкина Е. Г., Сухачева Ю. А. Включенность студенческой молодежи Национального исследовательского томского государственного университета в деятельность общественных объединений // Девятые Ковалевские чтения: материалы научно-практической конференции 14–15 ноября 2014 года / отв. ред. Ю. В. Асочаков. С.-Петербург, 2014. 1691 с.
19. An enterprising future. A guide to social enterprise for voluntary sector organisations providing children and young people’s services // Published by Social Enterprise. Available at: http://www.socialenterprise.org.uk/uploads/editor/files/Publications/An_Enterprising_Future.pdf (Accessed 09.03.2016).
20. Defining characteristics of a leading social entrepreneur // Ashoka innovators for the public. Available at: https://www.ashoka.org/sites/ashoka/files/Criteria%20and%20selection%20guide.pdf (Accessed 08.03.2016).
21. Dorozhkin E. M., Zaitseva E. V. & Tatarskikh B. Y. Impact of Student Government Bodies on Students’ Professional Development. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). 2666–2677. (Translated from English)
22. Mair J., Robinson J., Hockerts K. Social Entrepreneurship, 2006, 256 p. (Translated from English)
23. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003. (Translated from English)
24. National Science Education Standards. National Academy Press. Washington, DC, 1996. Available at: http://nap.edu/4962. (Translated from English)
25. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F. & Khamatnurov F. T. (2016). Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME-Mathematics Education. № 11 (7). Р. 2745–2760. (Translated from English)
Рецензия
Для цитирования:
Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Образование и наука. 2016;(7):117-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135
For citation:
Syryamkina E.G., Rumyantseva T.B., Liventsova E.Yu. PRACTICE OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ADDITIONAL INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES IN A MODERN UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(7):117-135. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135