Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135

Аннотация

Цель публикации – показать возможности формирования новых подходов к развитию надпрофессиональных компетенций студенческой молодежи в современных условиях.

Методы. В работе использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, анализ документов, касающихся темы исследования, обобщение эмпирических данных.

Результаты и научная новизна. В статье обобщен многолетний опыт развития надпрофессиональных компетенций у студентов Томского государственного университета. Представлены кейсы двух структурных подразделений вуза: Центра социально-профессионального волонтерства и Парка социо-гуманитарных технологий. Проанализированы авторские эффективные образовательные технологии.  Показана реальная, основанная на усилении роли внеучебной практической работы возможность переключения деятельности вуза с теоретической (знаниевой) подготовки студентов на практикоориентированные обучение и воспитание, формирующие у выпускника широкий кругозор, развитые навыки коммуникации, стремление к сотрудничеству, саморазвитию, творческому применению полученных знаний и продолжительному обучению – т. е. надпрофессиональные компетенции. Описано организационное и образовательное сопровождение данного процесса.

 

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть экстраполированы на деятельность других высших учебных заведений России.

Об авторах

Е. Г. Сырямкина
Национальный исследовательский томский государственный университет, Томск (РФ) Парк социогуманитарных технологий НИ ТГУ, Томск (РФ)
Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии

директор 



Т. Б. Румянцева
Национальный исследовательский томский государственный университет, Томск (РФ)
Россия

ассистент кафедры управления качеством факультета инновационных технологий



Е. Ю. Ливенцова
Национальный исследовательский томский государственный университет, Томск (РФ)
Россия

ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии 



Список литературы

1. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 09.03.2016).

2. В ТГУ состоялся Молодежный образовательный форум волонтеров «About my experience» // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://univol.tsu.ru/news/636/ (дата обращения 12.02.2016).

3. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими [Электрон. ресурс] // Организационная психология. 2014. Т. 4, № 4. С. 103– 120. Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2014/12/31/1103712506/OrgPsy_2014_4_6(Kachcharov)103–120.pdf (дата обращения 12.02.2016).

4. Ливенцова Е. Ю., Омарова А. М., Сырямкина Е. Г. Инновации в образовании: внедрение системы социальных практик в учебный процесс вуза [Электрон. ресурс] // Инноватика-2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (21– 23 мая 2015 г.) / под ред. А. Н. Солдатова, С. Л. Минькова. Томск: Томский государственный университет, 2015. 708 с. Режим доступа: www.innofit.ru/attachments/article/118/Сборник %20Инноватика-2015%20.pdf (дата обращения 12.02.2016).

5. Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики // Проблемы управления в социальных системах [Электрон. ресурс]. 2009. № 1. Т. 1. Режим доступа: http://http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-vuzov-v-podgotovke-konkurentosposobnyh-kadrov-dlya-novoy-ekonomiki (дата обращения 12.02.2016).

6. Мухорьянова О. А., Недвижай С. В. Роль образовательных учреждений в развитии идеи социального предпринимательства среди молодежи [Электрон. ресурс] // Вестник Северо-кавказского гуманитарного института. 2015. № 3 (15). Режим доступа: http://www.skgi.ru/userfiles/file/%e2%84%96%203(15).pdf (дата обращения 18.02.2016).

7. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2015 году (с изменениями и дополнениями) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1452 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244200 (дата обращения 17.02.2016).

8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/3622/ (дата обращения 05.03.2016).

9. Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электрон. ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420264661 (дата обращения 17.02.2016).

10. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский томский государственный университет» на 2013–2020. (Этап 2 – 2015–2016) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://viu.tsu.ru/upload/рейтинги/Дорожная%20карта_2%20этап%20(2015–2016).pdf (Дата обращения 07.03.2016).

11. Положение о Конкурсе волонтерских проектов [Электрон. ресурс] // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol. Режим доступа: http://univol.tsu.ru (Дата обращения 1.03.2016).

12. Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а «Об утверждении государственной программы “Развитие предпринимательства в Томской области”» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://duma.tomsk.ru/files2/29501_13.pdf (дата обращения 19.02.2016).

13. Парк социогуманитарных технологий ТГУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://parksgt.tsu.ru (Дата обращения 11.03.2016).

14. Регламент реализации кампусных курсов в НИ ТГУ в 2015–2016 учебном году/ Центр развития качества образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cdeq.tsu.ru/node/813 (Дата обращения 19.02.2016).

15. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. Москва: Наука, 2000. С. 132.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Режим доступа: http://pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc (Дата обращения 02.03.2016).

17. Сырямкина Е. Г. Социально-активный университет: формирование субъекта гражданского общества // Классический университет в неклассическое время: Труды Томского государственного университета. Томск: Томский государственный университет, 2008. Т. 269. С. 71–74.

18. Сырямкина Е. Г., Сухачева Ю. А. Включенность студенческой молодежи Национального исследовательского томского государственного университета в деятельность общественных объединений // Девятые Ковалевские чтения: материалы научно-практической конференции 14–15 ноября 2014 года / отв. ред. Ю. В. Асочаков. С.-Петербург, 2014. 1691 с.

19. An enterprising future. A guide to social enterprise for voluntary sector organisations providing children and young people’s services // Published by Social Enterprise. Available at: http://www.socialenterprise.org.uk/uploads/editor/files/Publications/An_Enterprising_Future.pdf (Accessed 09.03.2016).

20. Defining characteristics of a leading social entrepreneur // Ashoka innovators for the public. Available at: https://www.ashoka.org/sites/ashoka/files/Criteria%20and%20selection%20guide.pdf (Accessed 08.03.2016).

21. Dorozhkin E. M., Zaitseva E. V. & Tatarskikh B. Y. Impact of Student Government Bodies on Students’ Professional Development. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). 2666–2677. (Translated from English)

22. Mair J., Robinson J., Hockerts K. Social Entrepreneurship, 2006, 256 p. (Translated from English)

23. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003. (Translated from English)

24. National Science Education Standards. National Academy Press. Washington, DC, 1996. Available at: http://nap.edu/4962. (Translated from English)

25. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F. & Khamatnurov F. T. (2016). Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME-Mathematics Education. № 11 (7). Р. 2745–2760. (Translated from English)


Рецензия

Для цитирования:


Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Образование и наука. 2016;(7):117-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135

For citation:


Syryamkina E.G., Rumyantseva T.B., Liventsova E.Yu. PRACTICE OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ADDITIONAL INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES IN A MODERN UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(7):117-135. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-117-135

Просмотров: 1592


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)