Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – раскрыть способы освоения народных казахских инструментально-исполнительских традиций в процессе проведения уроков музыки в первых классах школ Республики Казахстан.

Методы исследования. В работе использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация литературы; опрос первоклассников и рефлексия результатов опроса.

Результаты и научная новизна. Обозначена единая стратегическая линия музыкального обучения: восприятие – воспроизведение – творчество. Выявлены основные принципы отбора содержания музыкального воспитания: принцип полихудожественности и принцип контраста, учитывающие психологические особенности младшего школьного возраста. Выделены и описаны образовательные модули как эффективные способы освоения младшими школьниками народных инструментально-исполнительских традиций. Разработано содержание четырех таких модулей для уроков музыки в первых классах.

Практическая значимость. Успешно апробированное содержание четырех авторских модулей популяризации и присвоения учащимися культурного национального наследия было спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в отдельных дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет утверждать: данные модули могут быть использованы не только в практике общеобразовательных школ, но и в системе дошкольного образования.

Об авторах

Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург (РФ)
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования 



Л. В. Добровольская
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Республика Казахстан).
Казахстан

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыкальных дисциплин 



Список литературы

1. Асафьев Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва: Музыка, 1965. 242 с.

2. Асемкулов, Т. Шертпе күй [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.otuken.kz/index.php/music.

3. Валиуллина Р. Н., Маханова А. К. Музыка: Методическое руководство для учителей 1-го класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2012. 48 с.

4. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения. Астана: МОиН РК, 2006. 73 с.

5. Добровольская Л. В. Национальные музыкально-исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 266–272.

6. Добровольская Л. В. Приобщение школьников к народным музыкальным традициям // Музыкальное искусство и педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей. Алматы: Абай ат. ҚазҰПУ, «Улагат» баспасы, 2014. С. 23–28.

7. Дрыгина Т. А., Каскабасова Г. Г. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет). «Бiз мектепке барамыз» («На пути к школе») Астана: Дошкольное детство, 2009. 212 с.

8. Дюсембинов Р. К. Казахстан республикасынын музыкалық білім беру жəне дамыту"// Хабар"ЖГУ Талдыкорган, № 3–4, 2005. С. 83–87.

9. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадетов средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 188–191.

10. Кишкашбаев Т. А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 27 с.

11. Кульманова Ш. Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки: дис. … д-ра пед. наук. Алматы, 2000. 377 с.

12. Матвеева Л. В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной российской семье // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 4. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=23940100.

13. Мустафаев Е. Ж. Күй онеpiне киянат жасамайык// Музыкалык əнер жəне музыкалык бiлiм берудiн педагогикасы: даму мəселелерш мен перспективалары Гылыми макалалар жинагы Алматы: Абай ат. ҚазҰПУ, «Улагат» баспасы, 2014. С. 245– 249.

14. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад – школа – вуз в области художественного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. Т. 1. № 1. С. 70–75.

15. Сейталиева Б. С. Музыкальное и эстетическое воспитание учащихся на основе народных песен // Кəсiптiк мектеп. ПГУ им. Торайгырова. [Электрон. ресурс]. Павлодар, 2011. С. 59–60. Режим доступа: http://library.psu.kz/index.php?cat=articles&lang=rus&n=92323&option=com_catalog.

16. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 134–139.

17. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2002. 330 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011. 33 с.

19. Чернова Л. В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 192–197.

20. Ыскақов Б. Шертпе күйлердегі орыдндаушылық еректеліктері // «Музыка əлемінде – В мире музыки». Алматы: ТОО «Білім LTD», 2012. № 2–3 (51). С. 3–5.

21. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997 С. 214–220.

22. Kаzakh musical instruments. http://www.bukhara-carpets.com/kazakhmusical-instruments.html.

23. Matveev Y. V., Valieva E. N., Trubetskaya O. V., Kislov A G. Globalization and Regionalization: Institution Aspect // IEJME – Mathematics Education. 2016. Vol. 11 № 8. P. 3114–3126. (Translated from English)


Для цитирования:


Тагильцева Н.Г., Добровольская Л.В. НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА. Образование и наука. 2016;(7):165-176. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176

For citation:


Таgiltseva N.G., Dobrovolskaya L.V. NATIONAL KAZAKH INSTRUMENT AND PERFORMING TRADITIONS AT MUSIC LESSONS AT SCHOOLS OF KAZAKHSTAN. The Education and science journal. 2016;(7):165-176. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-165-176

Просмотров: 1023


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)