ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-23-37

Полный текст:


Аннотация

Цели статьи – обозначить векторы модернизации профессионального образования в контексте задач устойчивого развития и становления «зеленой» экономики и определить направления действий по преодолению существующих проблем с учетом международного опыта.

 Методология работы, описанной в статье, включает сравнительно-аналитический метод, метод понятийной и социокультурной контекстуализации, метод рационализации смыслов, методы форсайта и социального проектирования.

Результаты исследования подтверждают положение о том, что образование как социальная подсистема отражает магистральные тренды общественного развития, поскольку является не только средством обеспечения культурной и исторической преемственности, но и системой формирования личности и поведения граждан, понимающих степень своей ответственности за собственное будущее и обладающих для этого необходимыми профессиональными и универсальными (общекультурными) компетенциями и ценностными установками. Убедительно доказывается, что для устойчивого развития общества и экономики требуется оперативное решение комплексной триединой задачи: модернизации образовательных программ, совершенствования компетенций преподавательского состава и создания новой обучающей среды. Помимо постановки задачи и выявления основных противоречий, препятствующих ее решению, предложены конкретные, апробированные на международном уровне меры, которые должны быть интегрированы в российский социальный и образовательный контекст. Профессиональное образование при этом рассматривается и как объект, и как инструмент необходимых изменений.

Научная новизна работы состоит в контекстуализации задач устойчивого развития и их экстраполяции на систему профессионального образования в виде системных проектных подходов.

Практическая значимость. Материалы публикации предлагается использовать для разработки стратегии развития профессионального образования; для планирования и осуществления практических организационных и содержательных действий по «зеленой» трансформации образовательных учреждений. Результаты представленного исследования будут также полезны при составлении программ для системы дополнительного профессионального образования преподавателей, методистов и руководителей учебных организаций.


Об авторах

А. А. Муравьева
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия
Муравьева Анна Александровна, кандидат филологических наук, ведущий эксперт 


О. Н. Олейникова
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия
Олейникова Ольга Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, генеральный директор


Список литературы

1. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionaryDal-term-13527.htm.

2. Декларация об экологически-ориентированном росте. Встреча Совета на министерском уровне, 24–25 июня 2009 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/env/outreach/43844950.pdf.

3. Дорожная карта реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. ЮНЕСКО, 2014.

4. Инчхонская декларация. Образование – 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни // Incheon Declaration Towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all. ЮНЕСКО, 2015.

5. Трансформация ТПОП: Формирование умений для труда и жизни. Шанхайский консенсус [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unevoc.unesco.org/fileadmin/up/shanghai-russian.pdf.

6. Bowen A. «Green» growth, «green» jobs and labour markets. The World Bank Sustainable Development Network. Office of the Chief Economist. March 2012.

7. Education for All. UNESCO. Available at: http://www.unesco.org/new/en/education/themes/planning-and-managing-education/policy-and-planning/capacity-development/.

8. European Commission, 2010a, Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth, COM (2010) 2020. Brussels, 03.03.2010.

9. European Commission, 2010a, Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth, European Commission, 2011. Factsheet on Climate Change. Available at: http://www.ec.europa.eu/clima.

10. Education for Global Citizenship. Available at: http://en.unesco.org/gced.

11. European Union, 2012. Green Jobs: The key to a sustainable economy.Available at: www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+IM-PRESS+20100712IPR78671+0+DOC+XML+V0//EN.

12. Green Jobs. Towards decent work in a sustainable, low-carbon world. Available at: www.unep.org/civil_society/Publications/index.asp.

13. Green jobs act. Available at: https://www.congress.gov/bill/110thcongress/house-bill/2847.

14. Learning for a green future // ETF, INFORM, June 2012. № 11.

15. Majumdar S. Greening TVET: Connecting the dots in TVET for sustainable development. 2010. ILO. Available at: http://iveta2010.cpsctech.org/ downloads/.

16. Opening Markets for Environmental Goods and Services. OECD, 1999. Available at: www.oecd.org/trade/environmentandtrade/35415839.pdf.

17. Sikorskaya G. P., Akimova O. B, Dorozhkin E. M. Noospheric Pedagogy: The Expansion of the Humanitarian Space of Vocational and Pedagogical Education // The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE).2016. September 14. Р. 6963–6975. Article Number: ijese.2016.521.

18. Skills for Green Jobs – A Global View. Synthesis Report Based on 21 Country Studies. Geneva. ILO, 2011.

19. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. ECE/CEP/AC.13/2005/3/Rev.1. Available at: http://www.unece.org/env/esd.html


Дополнительные файлы

Для цитирования: Муравьева А.А., Олейникова О.Н. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ. Образование и наука. 2016;1(8):23-37. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-23-37

For citation: Muravyeva A.A., Oleynikova O.N. EDUCATIONAL PARADIGM TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF GREEN ECONOMY. The Education and science journal. 2016;1(8):23-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-23-37

Просмотров: 324

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)