ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-23-37
Resumen
Цели статьи – обозначить векторы модернизации профессионального образования в контексте задач устойчивого развития и становления «зеленой» экономики и определить направления действий по преодолению существующих проблем с учетом международного опыта.
Методология работы, описанной в статье, включает сравнительно-аналитический метод, метод понятийной и социокультурной контекстуализации, метод рационализации смыслов, методы форсайта и социального проектирования.
Результаты исследования подтверждают положение о том, что образование как социальная подсистема отражает магистральные тренды общественного развития, поскольку является не только средством обеспечения культурной и исторической преемственности, но и системой формирования личности и поведения граждан, понимающих степень своей ответственности за собственное будущее и обладающих для этого необходимыми профессиональными и универсальными (общекультурными) компетенциями и ценностными установками. Убедительно доказывается, что для устойчивого развития общества и экономики требуется оперативное решение комплексной триединой задачи: модернизации образовательных программ, совершенствования компетенций преподавательского состава и создания новой обучающей среды. Помимо постановки задачи и выявления основных противоречий, препятствующих ее решению, предложены конкретные, апробированные на международном уровне меры, которые должны быть интегрированы в российский социальный и образовательный контекст. Профессиональное образование при этом рассматривается и как объект, и как инструмент необходимых изменений.
Научная новизна работы состоит в контекстуализации задач устойчивого развития и их экстраполяции на систему профессионального образования в виде системных проектных подходов.
Практическая значимость. Материалы публикации предлагается использовать для разработки стратегии развития профессионального образования; для планирования и осуществления практических организационных и содержательных действий по «зеленой» трансформации образовательных учреждений. Результаты представленного исследования будут также полезны при составлении программ для системы дополнительного профессионального образования преподавателей, методистов и руководителей учебных организаций.
De los autores
А. МуравьеваRussian Federation
О. Олейникова
Russian Federation
Referencias
1. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionaryDal-term-13527.htm.
2. Декларация об экологически-ориентированном росте. Встреча Совета на министерском уровне, 24–25 июня 2009 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/env/outreach/43844950.pdf.
3. Дорожная карта реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. ЮНЕСКО, 2014.
4. Инчхонская декларация. Образование – 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни // Incheon Declaration Towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all. ЮНЕСКО, 2015.
5. Трансформация ТПОП: Формирование умений для труда и жизни. Шанхайский консенсус [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.unevoc.unesco.org/fileadmin/up/shanghai-russian.pdf.
6. Bowen A. «Green» growth, «green» jobs and labour markets. The World Bank Sustainable Development Network. Office of the Chief Economist. March 2012.
7. Education for All. UNESCO. Available at: http://www.unesco.org/new/en/education/themes/planning-and-managing-education/policy-and-planning/capacity-development/.
8. European Commission, 2010a, Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth, COM (2010) 2020. Brussels, 03.03.2010.
9. European Commission, 2010a, Europe 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth, European Commission, 2011. Factsheet on Climate Change. Available at: http://www.ec.europa.eu/clima.
10. Education for Global Citizenship. Available at: http://en.unesco.org/gced.
11. European Union, 2012. Green Jobs: The key to a sustainable economy.Available at: www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+IM-PRESS+20100712IPR78671+0+DOC+XML+V0//EN.
12. Green Jobs. Towards decent work in a sustainable, low-carbon world. Available at: www.unep.org/civil_society/Publications/index.asp.
13. Green jobs act. Available at: https://www.congress.gov/bill/110thcongress/house-bill/2847.
14. Learning for a green future // ETF, INFORM, June 2012. № 11.
15. Majumdar S. Greening TVET: Connecting the dots in TVET for sustainable development. 2010. ILO. Available at: http://iveta2010.cpsctech.org/ downloads/.
16. Opening Markets for Environmental Goods and Services. OECD, 1999. Available at: www.oecd.org/trade/environmentandtrade/35415839.pdf.
17. Sikorskaya G. P., Akimova O. B, Dorozhkin E. M. Noospheric Pedagogy: The Expansion of the Humanitarian Space of Vocational and Pedagogical Education // The International Journal of Environmental and Science Education (IJESE).2016. September 14. Р. 6963–6975. Article Number: ijese.2016.521.
18. Skills for Green Jobs – A Global View. Synthesis Report Based on 21 Country Studies. Geneva. ILO, 2011.
19. UNECE Strategy for Education for Sustainable Development. ECE/CEP/AC.13/2005/3/Rev.1. Available at: http://www.unece.org/env/esd.html
Recensión
Para cita:
Muravyeva A.A., Oleynikova O.N. EDUCATIONAL PARADIGM TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF GREEN ECONOMY. The Education and science journal. 2016;1(8):23-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-23-37