Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-100-113

Texto completo:

Resumen

Цель статьи – показать новые возможности применения метода кейс-стади (англ.: case-study, или учебных ситуаций) в современном образовательном процессе высшей школы в целом и в частности – в преподавании основ бизнеса и экономики, где данный метод получил особую популярность.

Методология, методы и результаты исследования. При помощи методов агрегации, дедукции и логического синтеза авторами были выработаны принципы организации дистанционного обучения экономическим дисциплинам на основе методики кейс-стади. Обозначена структура учебных кейсов, составлен типовой комплект сопровождающих их материалов. Эти практические задачи решались в рамках осуществления проекта Tempus «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей». Были изучены возможные виды и формы кейсов и выделены несколько вариантов адаптации их содержания к электронной обучающей среде, которая обладает как ограничениями, так и обширным дополнительным образовательным потенциалом. На конкретных примерах продемонстрированы различные типы кейсов: иллюстрирующие процессы и понятия; имитирующие шаблонные процессы; описывающие оригинальные ситуации в реальном бизнесе и имеющие решения, уже реализованные на практике; кейсы с неопределенным ответом на заданный проблемный вопрос. Выбор того или иного типа кейсовых заданий определяется учебными целями и необходимым уровнем освоения дисциплины. Кейсы дополняют друг друга при формировании фонда оценочных средств.

Научная новизна. Большинство специлистов определяет метод кейс-стади как групповое обсуждение в образовательных целях какой-либо проблемной ситуации и коллективный поиск ее решения, т. е. применение этого метода предполагает аудиторную очную форму обучения. Вопрос об использовании кейс-стади в дистанционном формате для индивидуального обретения знаний и практических навыков долгое время оставался недостаточно освещенным. Материал настоящей статьи частично восполняет этот пробел. 

Практическая значимость. Обсуждаемый в публикации метод кейсстади способствует реализации подхода к профессиональному высшему образованию, который ориентирован на студента. Исследование опыта применения кейсов при дистанционном обучении основам предпринимательства показало универсальность и эффективность данного метода.

De los autores

О. Чепьюк
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Russian Federation


А. Горылев
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Russian Federation


Referencias

1. Горылев А. И., Грудзинская Е. Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «кейс-стади» при изучении юридических тем // Alma Mater Вестник высшей школы. 2012. № 8. С. 54–58.

2. Горылев А. И., Хурчак Н. М., Дронова Ю. А., Краюшкина С. В., Карапетянц И. В. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Юриспруденция»: учебно-методический комплекс / под ред. И. Дюкарева, Е. Караваевой, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 104 с.

3. Грудзинский А. О., Бедный А. Б., Бедный Б. И., Плехова Ю. О. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 56–63.

4. Гурьянова С. Ю. Инновационные технологии обучения – основа качества образования // Качество Инновации Образование. 2010. № 2. С. 12–18.

5. Плехова Ю. О., Бедный Б. И., Грудзинский А. О. Непрерывное предпринимательское образование в системе инновационной инфраструктуры национального исследовательского университета // Вестник ННГУ. 2011. № 6 (1). С. 11–19.

6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 155–157.

7. Чепьюк О. Р., Ангелова О. Ю., Гинзбург М. Ю., Дмитриева Е. М., Кравченко В. С., Подольская Т. О., Прохорова М. В. Бизнесландия: сборник кейсов по предпринимательству: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 77 с.

8. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. К вопросу формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н. И. Лобачевского // Инновации. 2014. № 4 (186). С. 23–27.

9. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 117–121.

10. Чепьюк О. Р., Шалыминов А. О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-платформы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration // Открытое образование. 2014. № 4. С. 80–83.

11. Щербатых С. В. Методика применения кейс-метода в профильном обучении (на примере стохастики) // Профильная школа. 2009. № 5. С. 54–57.

12. Baeten M., Struyven K., Dochy F. Student-centred teaching methods: Can they optimise students’ approaches to learning in professional higher education? //Studies in Educational Evaluation. 2013. Vol. 39. № 1. P. 14–22.

13. Degago A. T., Kaino L. M. Towards student-centered conceptions of teaching: the case of four Ethiopian universities // Teaching in Higher Education. 2015. Vol. 20. № 5. P. 493–505.

14. Fortmuller R. Learning through business games acquiring competences within virtual realities // Simulation & Gaming. 2009. Vol. 40. № 1. P. 68–83.

15. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Economics. Authors: Teleshova I., Echenique V., Ulyanova M., Kostin I., Chionova N., Kudryashova T., Mariko V., Markar’yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostrikova E. Bilbao: Deusto University press, 2013. 72 p.

16. Reference Points for the Design and Delivery of Degree Programmes in Management. Authors: Kostin I., Chionova N., Teleshova I., Echenique V., Ulyanova M., Kudryashova T., Mariko V., Markar’yan Yu., Moshkova L., Parakhina V., Vostrikova E. Bilbao: Deusto University press, 2013. 60 p.

17. Sadler I. The challenges for new academics in adopting student-centred approaches to teaching // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37. № 6. P. 731–745.

18. Severiens S., Meeuwisse M., Born M. Student experience and academic success: comparing a student-centered and a lecture-based course programme // Higher Education. 2015. Vol. 70. № 1. P. 1–17.

19. Tangney S. Student-centred learning: a humanist perspective // Teaching in Higher Education. 2014. Vol. 19. № 3. P. 266–275.

20. Tarasyuk O. V., Malikh O. E., Polyanskaya I. К., Konovalova M. E., Kuzmina O. Y., Osipova I. V. Implementation of the State Economic Policy in the Field of Education // Iejme – mathematics education. 2016. Vol. 11. № 8. P. 3104–3113.

21. Taylor J. What is student centeredness and is it enough? // The International Journal of the First Year in Higher Education. 2013. Vol. 4. № 2. P. 39.


Recensión

Para cita:


Chepyuk O.R., Gorylev A.I. IMPLEMENTATION OF THE CASE STUDY METHOD IN DISTANCE LEARNING OF ENTREPRENEURSHIP FUNDAMENTALS. The Education and science journal. 2016;1(8):100-113. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-100-113

Número de consultas: 2468


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)