Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-127-144

Полный текст:

Аннотация

Цели статьи – проанализировать отечественный опыт воспитания и обучения дошкольников с логоневрозом; обозначить причины возникновения и проявления данного заболевания; определить проблемы, возникающие при организации коррекционной работы в дошкольном учреждении с учетом современных требований российского законодательства и климатических особенностей регионов; представить возможный вариант решения данных проблем.

Методология и методика. В работе использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-исследовательских и научно-методических публикаций, а также законодательной базы по проблеме коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Результаты и научная новизна. В публикации описана авторская программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5–7 лет с логоневрозом», разработанная сотрудниками лаборатории экотерапии Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина. Программа соответствует современным требованиям ФГОС дошкольного образования и ориентирована на воспитателей и логопедов коррекционных групп и логопунктов. В процессе освоения программы ребенок посредством игры сразу включается в поисково-исследовательскую деятельность в области биологии и экологии с визуализацией конечной цели и обязательным практическим материальным воплощением результатов работы. С точки зрения медицинской целесообразности в программу включены специальные дыхательные и релаксационные упражнения, подобранные по тематике занятий. Подтверждена эффективность сочетания в коррекционной педагогике стандартных логопедических приемов и практик с нетрадиционными методами арт-, гардено-, анималотерапии. Указывается на особую актуальность предлагаемых методик в условиях Заполярья – региона, где в период выхода из полярной ночи у детей наиболее часто регистрируются обострения не только соматических заболеваний, но и логоневротических приступов. По итоговым заключениям логопедов, благодаря реализации программы более 50% участвовавших в эксперименте дошкольников с диагнозом логоневроз приобрели речевые навыки, соответствующие языковой норме.

Практическая значимость. Авторы программы экологической терапии и сотрудники ДОУ, принимавшие участие в эксперименте, выражают уверенность, что предлагаемые методики, позволяющие снять невротические проявления у детей и улучшить их психоэмоциональное состояние через активное развитие сенсомоторных навыков, будут полезны педагогам образовательных и социальных учреждений всех видов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Об авторах

И. В. Калашникова
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук
Россия
Калашникова Ирина Владимировна, младший научный сотрудник лаборатории экотерапии и образовательных программ 


Н. В. Салтан
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук
Россия
Салтан Наталья Владимировна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории декоративного цветоводства и озеленения 


О. В. Гонтарь
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук
Россия
Гонтарь Оксана Борисовна, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией экотерапии и образовательных программ 


В. К. Жиров
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук
Россия
Жиров Владимир Константинович, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор, директор 


Список литературы

1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Москва: В. Секачев, 1998. 304 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Москва: АСТ, 2009. 384 с.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: книга для логопеда. Москва: Просвещение, 1983. 144 с.

4. В помощь родителям заикающегося ребенка: методические рекомендации / сост. В. А. Кондратенко. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. 85 с.

5. Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Калашникова И. В., Салтан Н. В., Носатенко О. Ю., Шлапак Е. П., Жиров В. К. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5–7 лет с логоневрозом»: методическое пособие. Апатиты: КаэМ, 2015. 36 с.

6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 480 с.

7. Закон РФ «О порядке проведения биомедицинских исследований у человека» // Бюллетень ВАК Минобразования России. 2002. № 3. С. 46–48.

8. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.

9. Копьева Т. М. Консультация (из опыта работы) «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/03/vzaimodeystvieuchitelya-logopeda-i-spetsialistov-po (Дата обращения: 31 мая 2016 г.)

10. Лохов М. И., Миссуловин Л. Я., Фесенко Ю. А. Заикание: возможности педагогической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Вып. № 3, т. 3. 2013. С. 48–58.

11. Меньшикова С. В. Коррекция заикания у детей: практическое пособие для логопедов и родителей. Казань: Лиана, 1999. 112 с.

12. Миссуловин Л. Я., Миссуловина Н. С., Зиновьева Е. А. Спорные вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения // Специальное образование: сборник материалов XI Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 22–23 апр. 2015 г. С.-Петербург, 2015. С. 8–16.

13. Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. Москва: НИИ Школьных технологий, 2006. 184 с.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261 (Дата обращения: 31 мая 2016 г.).

15. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: практическое руководство для заикающихся и логопедов. С.-Петербург: Питер, 2004. 348 с.

16. Садовникова Е. Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. Москва: Логомаг, 2014. 158 с.

17. СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года)

18. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: ВЛАДОС, 2000. 208 с.

19. Шкловский В. М. Заикание. Москва: ICE, 1994. 179 с.

20. Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. 4rd ed. Victoria, BC: Optimal Books, 2007. 599 p.

21. Golding J., Gusewell S., Kreft H., Kuzevanov V. Y., Lehvavirta S., Parmentier I., Pautasso M. Speciesrichness patterns of the living collections of the world’s botanic gardens: a matter of socio-economics? // Annals of Botany. 2010. № 105. P. 689–696.

22. Guitar B. Stuttering: An integrated approach to its nature and treatment. Baltimore: Lippincott Williams & Wilkins, 2013. 376 p.

23. Haggag A., Eklund B., Linaker O. and Gotestam K. G. Seasonal mood variation: an epidemiological study in northern Norway // Acta Psychiatrica Scandinavica. № 81. P. 141–145. doi: 10.1111/j.1600–0447.1990.tb06467.x.

24. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation: 2nd edition. Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International, 2012. 49 p. Available at: https://www.bgci.org/files/Worldwide/News/SeptDec12/international_agenda_web.pdf (Accesed 31 May 2016)


Рецензия

Для цитирования:


Калашникова И.В., Салтан Н.В., Гонтарь О.В., Жиров В.К. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ. Образование и наука. 2016;1(8):127-144. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-127-144

For citation:


Kalashnikova I.V., Saltan N.V., Gontar O.B., Zhirov V.K. ECOLOGICAL THERAPY AS CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL ELEMENT OF INTEGRATED APPROACH IN THE TREATMENT OF LOGONEUROSIS AMONG PRESCHOOL CHILDREN. The Education and science journal. 2016;1(8):127-144. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-127-144

Просмотров: 993


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)