ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕМ И ГЕОГРАФИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-145-154
Resumen
Цели статьи – показать возможности включения в содержание предмета «Технология» фрагментов курса географии и продемонстрировать комплексные подходы к изучению отдельных тем.
Методология и методики исследования. В процессе работы использовались статистический анализ как количественной метод исследования и обзор литературы как качественный метод. На основе статистического анализа отбирался фактологический материал, необходимый для освоения технологии деревообработки; обзор литературы позволил выявить оптимальные варианты интеграции дисциплин с целью усиления эффективности процесса усвоения студентами знаний в данной отрасли. Кроме того, как поддерживающий метод применялся системный подход к решению проблем образования в целом и к детальному рассмотрению сложных аспектов деревообрабатывающего производства в частности.
Результаты. На конкретном материале раздела «Технология обработки дерева» рассмотрены методические подходы к преподаванию технологических курсов в профессиональных образовательных учреждениях. При освоении данного раздела важно донести до студентов в компактной, но содержательно исчерпывающей форме как разноплановую информацию прикладного характера (о способах сушки древесины, особенностях оформления чертежей ее обработки и проч.); так и сведения об используемых для получения древесины видах деревьев, об их происхождении – ареале произрастания, о природных и механических свойствах древесных пород и т. п. Успешно справиться с указанной методической задачей помогает установление внутридисциплинарных связей между отдельными темами и разделами технологического курса и междисциплинарных связей с учебным курсом географии. Интегративный подход к обучению экономит силы и время учащихся и преподавателей и одновременно способствует значительному улучшению результатов профессиональной подготовки. Научная новизна. Установлено, что благодаря интегрированному преподаванию достигается всестороннее и качественное изучение предмета, создаются условия для развития логического мышления и формирования способностей самостоятельного мышления учащихся. Интеграция дисциплин в учебном процессе, кроме прочего, оказывает положительное влияние на взаимодействие педагога и учащихся, основанное на сотрудничестве и диалоге между ними.
Практическая значимость. Даны рекомендации по использованию в средних специальных учебных заведениях предлагаемых автором методов комплексного преподавания технологических курсов и интеграции их с другими предметами для более глубокого изучения внутридисциплинарных вопросов. Показана целесообразность групповых методов обучения.
Palabras clave
Referencias
1. Аббасов А. Н. Педагогика. Пособие для средних специальных учебных заведений. Баку: Мютарджим, 2012.
2. Аббасов А. Н. и др. Новые подходы к подготовке учителей. Баку: Мютарджим, 2013.
3. Ахмедов Г. Г. Стратегия развития азербайджанского образования. Баку: Элм, 2010.
4. Ахундов Н. Л., Ахмедов Г. Г., Шарифова Ф. С., Салимова Х. Р. Технология. Методическое пособие для учителя. Баку: Асполиграф, 2014.
5. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения. Москва: Педагогика, 1997.
6. Будагов Г. Г. Современные ландшафты Азербайджана. Баку: Элм, 1988, 135 с.
7. Государственная Стратегия развития образования в Республике Азербайджан. 24 окт. 2013 г.
8. Карабанов И. А. Технология обработки древесины: 5–9 кл. Москва: Просвещение, 2002.
9. Керимов Я. Ш. Педагогические методы исследования. Баку: «РС Прогресс» ММС, 2009.
10. Керимова Ф. Я., Ахмедова М. С., Варелла Г., Рейли А. Интегративный куррикулум: сущность и образцы. Баку: Адильоглу, 2005.
11. Куррикулум: исследования, результаты. Подготовили к печати: Аббасов А., Джавадов И. Баку: Мютарджим, 2011.
12. Кязимов М. С. Сущность интегративного процесса обучения в колледжах. //Научные работы ИПО РА. Баку: Мютарджим, 2015. № 1
13. Кязимов М. С. Влияние междисциплинарной интеграции на повышение качества обучения. Материалы республиканской научной конференции. Баку, 16 дек. 2015.
14. Кязимов М. С. Новые подходы к содержанию среднему специальному образованию. Баку: Мютарджим, 2012.
15. Мамедов Г. И., Халилов М. М. Экология, окружающая среда и человек. Баку: Елм, 2006, 411 с.
16. Мехрабов А. О. Концептуальные проблемы современного образования. Баку: Мютарджим, 2010.
17. Поташкина М. И. Управление качеством образования. Москва: Педагогика, 2000.
18. Сажина С. В. Технология интегрированного занятия. Москва: 2008.
19. Сетько Е. К. Современное образование технологии. Москва: Просвещение, 1998г. 210 с.
20. Сулейманова А. Основы образования. Баку: Тахсил, 2014.
21. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. Москва: Просвещение, 1968.
22. Хуторский А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. Москва, 2009.
23. Pigdon, K. & Vulli, M. (1992). Bol’shaya kartina. CHAP 1–3. Viktoriya: Eleonoru Zanaves Publishing.
Recensión
Para cita:
Kazimov M.S. INTEGRATION OF INTRADISCIPLINARY TOPICS AND GEOGRAPHY IN THE TEACHING PROCESS OF TECHNOLOGY. The Education and science journal. 2016;1(8):145-154. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-145-154